Александр. невская битва
Точно любой, кто наблюдал немеркнущий блокбастер Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938), при взоре на афишу “Александр. Невская битва” думал о римейке. И был неправ. Наличие единого персонажа отнюдь не достаточное условие для аналогичных выводов. А “Ледовое побоище” – не всё то, что принесло славу Невскому Александру.
Невским великого русского князя сделала как раз Невская битва. О которой и обращение.
В первой половине тринадцатого века, России, как такой, не существовало. Удельные княжества были так разобщены, что разрешали иноземцам чинить на территории Великой и Могучей, всяческие мерзости.
С востока Русь поджимала неисчислимая татаро-монгольская орда, а с запада – рыцари Ливонского Ордена, мечом и огнём насаждавшие миру собственную (католическую) веру. Александру Ярославовичу, князю Новгородскому, было в ту пору что-то около двадцати. И должность эту (а она была выборной) Сашка взял не за прекрасные глаза. За силу, мудрость и немереную воинскую доблесть.
Не единожды он давал от ворот поворот бессчётным посланцам Ордена, в различной форме предлагавших князю капитуляцию.
Война со шведами в означенных условиях становилась неизбежной. Да и финал её представлялся очень вызывающим большие сомнения. Подтачиваемое обиженными боярами княжество трещало по швам. Предательство расцветало пышным цветом.
Имели место измены, подкупы, заказные убийства. Смутное было время. Отечество пребывало в опасности.
Но полководческий дар и твёрдый характер Александра разрешили отодвинуть угрозу, победив неприятеля на берегу Невы в устье реки Ижоры в 1240-ом году. Вот об этом новый фильм Игоря Каленова.
Фильм не плохой и не хороший. Помой-му и не содержащий никакой ереси, но и ничем особым не запомнившийся. Воссоздавший воздух тех лет, но не позаботившийся о её адекватном применении. В итоге, вместо полноценной комбинации эра-события-человек мы приобретаем первое и половинку третьего.
Другими словами имеем антураж и более-менее вразумительных храбрецов.
Самый убедительны Ратмир и бояре (актёр Игорь Ботвин), остальные – кроме того не знаю… Чего-то им всё-таки не добывает. То ли образы плоховато прописаны, то ли лишены исторической достоверности. Похоже, этот, больше подсознательный, мотив главенствует в отношении к Антону Пампушному, изображавшему князя Александра. Казалось бы, всё верно делает Антон, но не чувствуется в его храбрец того масштаба личности, что отличает людей великих от в полной мере простых.
Как то было у Эйзенштейна с Николаем Черкасовым. Вот в том месте Невский был ого-го! Глыба!
Не обращая внимания на все интриги, что плетут около князя его недруги, и ответные шаги властителя, сюжетная канва выясняется далекой от насыщения. Картина легковесна, и ей очевидно не достаточно энергетики. А батальным сценам – количества, импровизации и мощи.
Динамический всплеск в концовке скоро меркнет и не приносит ни наслаждения, ни удовлетворения. Через чур уж буднична “Невская битва”: без символики, риторики, без фанфар.
А ещё смелое кино…