Алексей морозов: «я под большим впечатлением от работы с юлей пересильд»
Сейчас на Первом канале стартует долгожданный сериал про поэтов-шестидесятников «Загадочная страсть». Ключевую роль — Ваксона (Василий Аксенов) — выполнил юный питерский актер Алексей Морозов. Актер поведал, каким необыкновенным методом он заполучил звездную роль, как в первый раз целовался с Юлией Пересильд и из-за чего актерской профессии предпочел PR.
— Алексей, как вам удалось взять роль Аксенова в сериале «Загадочная страсть»?
— История моего утверждения на роль Аксёнова необыкновенна. Началось всё с того, что мне позвонила моя бывшая студентка (я какое-то время преподавал актёрское мастерство в Санкт-Петербургской Академии театрального мастерства) прося оказать помощь ей подыграть в отрывке для кастинга в новый спектакль известного режиссера Андрия Жолдака. И, как это часто бывает, в спектакль в итоге забрали не её, а меня.
Мы репетировали в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» и вышли на финишную прямую к премьере. На главный прогон, продолжавшийся девять часов подряд, пришел основной режиссер театра Влад Фурман, что уже около года искал исполнителя роли Василия Аксёнова для фильма «Загадочная страсть». Сразу после прогона он внес предложение мне записать мини-пробы на собственный телефон.
Их взглянул Денис Евстигнеев в Москве — они понравились, меня позвали в столицу уже на официальные пробы, по окончании которых я был утвержден на ключевую роль. Эта была цепь случайностей, и в случае если вынуть из данной цепи хотя бы одно звено, то ничего бы не получилось. Так и вся отечественная актерская будущее складывается из аналогичных совпадений.
— Вам близка тема шестидесятников?
— Из поэтов-шестидесятников я неизменно весьма обожал Окуджаву, Шпаликова и Ахмадулину. Многие стихи знал наизусть: в юношестве я занимался в театральной студии «Вообрази» при петербургском телевидении, и мы ежемесячно делали поэтические телепрограммы в течение нескольких лет. Исходя из этого я знаю огромное количество стихов наизусть, среди них и поэтов-шестидесятников.
А с творчеством Беллы Ахмадулиной я в первый раз познакомился еще в юные годы, взглянув фильм «Ирония судьбы, либо С лёгким паром», где её стихи звучат в превосходном музыкальном сопровождении. А позднее я открыл ее поэзию более глубоко.
Алексей Морозов (конечный слева) с сотрудниками по сериалу «Загадочная страсть» (Фото: Первый канал)
— Актеры, в большинстве случаев, опасаются играться реально существующих личностей, поскольку опасаются сравнений не в собственную пользу. У вас был ужас перед съёмками ?
— У меня страха не было, потому, что мы изначально не ставили перед собой задачи играться настоящего Аксенова. Я играюсь все-таки Ваксона. Это, скорее, собирательный лирический храбрец произведений Аксенова, мужающий по мере взросления аксеновской прозы.
Само собой разумеется, я перенял кое-какие черты самого Василия Павловича — к примеру, кое-какие его фирменные жесты, обрисованные в книге его друзей писателей Евгения Александра и Попова Кабакова. Но по солидному счёту мой Ваксон — это новый художественный образ, рожденный на съемочной площадке.
— Что было самым непростым в работе над сериалом?
— Самое сложное было сохранить свои смыслы и сосредоточенность в ожесточённом графике съёмок: иногда мы снимали до 17 сцен в сутки, причём из различных серий. Это постоянные перегрим, перекостюм, перенастройка на каждую сцену. Сложно было доверять себе, собственной сиюминутности, собственному внутреннему стержню в таких условиях.
Оказалось это в итоге либо нет — делать выводы зрителю.
Кроме этого непросто было на съемках в Крыму в июле: практически 50-градусная жара, море прямо перед тобой, а купаться запрещено, потому, что потечет грим, и нужно трудиться за дублем дубль. Мало передохнуть получалось лишь в обед: было забавно найти купающуюся в море всю съемочную группу.
— Как мы знаем, что Василия Аксенова современники именовали «крутым мэном». Он был человеком с твёрдым характером. В этом вы похожи со своим храбрецом?
— Скорее, я обучаюсь у него данной смелости. Я в жизни человек неконфликтный. Но в экстренных обстановках, в то время, когда ощущаю явную несправедливость, могу жестко на это отреагировать.
Обычно воплощаю подобные реакции в эпистолярном жанре: пишу гневные письма обидчикам.
Алексей Морозов (конечный слева) с сотрудниками по сериалу «Загадочная страсть» (Фото: Первый канал)
— Какие конкретно у вас впечатления от работы с вашей партнершей Юлией Пересильд (актриса выполнила роль Ралиссы Кочевой, вымышленной жены Василия Аксенова. — Прим. Ред.)? Был ли момент притирки друг к другу?
— С Юлей у нас был забавной первый съёмочный сутки. Хоть мы и совершили последовательность репетиций перед съёмками, но первое важное знакомство у нас произошло на съёмках. А первая сцена, которую мы снимали, — эпизод со страстным поцелуем главных героев, причем сходу из 9-й серии.
Мы шутили:«Здравствуйте, я Юля. — А я Лёша. — Позволяйте целоваться? — Давайте».
А вдруг серьёзно, то я под сильным впечатлением от работы с Юлей Пересильд. Она принадлежит к тому редкому числу громадных живописцев, благородных партнёров, к каким легко необходимо подключиться, и сцена отправится сама собой — по-живому, по-человечески, без вымученных мизансцен, без актёрского интонирования и придуманных пристроек «от головы». Лишь тут и по сей день, лишь честные, искренние, в первую очередь человеческие, а не актёрские, глаза наоборот.
— В реальности имели возможность бы влюбиться в такую даму, как Ралисса Кочевая?
— Ралисса в исполнении Юли — сильная дама, всем своим существом жаждущая любви. Готовая пожертвовать для любви всем: обеспеченностью, признанием, стабильностью, кроме того отчизной. Само собой разумеется, меня весьма завлекают дамы, талантливые жертвовать для любви.
Моя супруга Дана такая.
— на данный момент вы трудитесь над новым проектом совместно с Константином Хабенским. Ощущаете отличие между питерскими актерами и столичными?
— Раньше, в то время, когда у меня было меньше съёмок в Москве, я верил в некое разделение артистов на «питерских» и «столичных», наивно полагая, что мы, питерские, лучше, уже, культурнее и глубже (уверен, столичные артисты думали так же, но с точностью до напротив). Но сейчас я светло осознаю, что понятие «хороший актёр» не зависит от географической составляющей.
Принципиально важно только отношение к работе, сознательный отказ от привычного, ежедневный поиск живой судьбы в кадре и на сцене, нещадная эксплуатация собственных нервов, собственного здоровья, собственных самых интимных переживаний. Всё это возможно отыскать как в питерском, так и в столичном, новосибирском, норильском либо нью-йоркском артисте.
Алексей Морозов (справа)
А к Константину Хабенскому у меня отношение особенное: мы обучались у одного мастера в Театральной Академии на Моховой: у Вениамина Михайловича Фильштинского, лишь Костя на курс раньше. Мне думается, всё вышеперечисленное возможно отнести к Хабенскому полностью. Он не щадит себя, максимально впускает собственный персональный опыт в роль, контролирует собой любой ролевой поворот. Как писал в собственных ежедневниках Олег Даль: «Я в каждой роли, я».
А Джек Николсон ему вторил: «Сейчас я придаю меньше значения тому, что у актеров в большинстве случаев именуется «созданием образа». Все эти шепелявости и прихрамывания, манера сказать… мне неохота с ними копаться. Это должно идти изнутри. Основное — то, кто ты имеется. Вот над чем необходимо трудиться.
К любой роли я подхожу автобиографически». Пётр Фоменко также из данной компании — своим актёрам на репетиции он сказал: «В театре всё было, лишь вас не было».
— Как вы выбираете роли? На что ориентируетесь прежде всего?
— При выборе роли для меня принципиально важно, как остро и совершенно верно я смогу подменить события храбреца своим опытом. Имеется ли точки личностного соприкосновения с ролью, либо будет необходимо его придумывать, что заведомо хуже. У меня в прошедшем сезоне было неимоверное количество кинопроб. А «нашли» меня лишь две роли, и обе по имени Василий: Клочков из «28 панфиловцев» и Аксёнов из «Загадочной страсти». И это неслучайно.
Значит, остальные роли были просто не мои, не для меня и не про меня.
— Как мы знаем, что Лев Додин скептически относится к актерам, каковые снимаются параллельно с игрой в театре в кино. Вы на данный момент деятельно снимаетесь. Взяли одобрение?
Либо пробуете совмещать графики без ущерба для театра?
— Я очень благодарен Льву Абрамовичу за то, что он с пониманием относится к моей работе в кино. Я неизменно ему говорю про сценарий, роль, которую предстоит осуществить. И, в случае если мастер ощущает, что новая работа откроет мне иные возможности актёрского мастерства в кино, задействует новые творческие и человеческие импульсы, разрешит совершить опытный рывок, постоянно отпускает на съёмки.
Но, не обращая внимания на это, вопрос совмещения работы в театре со съёмками в кино стоит весьма остро — в первую очередь для меня самого. Я вижу, что из-за громадной занятости в кинопроизводстве упускаю большие возможности в Малом драматическом. Надеюсь, в этом сезоне у меня окажется учавствовать в новой громадной работе театра.
Алексей Морозов (фото из личного архива)
— Вы на данный момент с успехом снимаетесь, трудитесь в театре. А было время, в то время, когда ушли из актерской карьеры и занялись связями с общественностью. Что вынудило вас отлучиться от театра?
— В то время, в то время, когда я уходил из МДТ (а это был 2003 год), в театре не было таких творческих и денег, какие конкретно имеется на данный момент. Я игрался вводные роли, и их было мало. К тому же остро стоял вопрос работы в армии. Терять два года при моей профессии — непозволительная роскошь. И я уехал в Москву, получил работуPR-менеджером, не весьма себе воображая, что это такое.
Тогда никто не спрашивал ни паспорта, ни трудовой книжки. Позже меня, как принято сказать, переманили в другую компанию, предложив должность уже PR-директора. Но, поработав несколько лет в данной области, я осознал, что без театра жить не могу. И в моей столичной квартире раздался спасительный звонок от моего любимого педагога Валерия Николаевича Галендеева, помощника Льва Додина. Он своим густым басом сообщил: «Лёша, ну что же талант в почву-то зарывать?!
Приезжай в Санкт-Петербург, будешь играться Шута в «Короле Лире»». Так я возвратился в родной город и в любимую профессию, и до сих пор ни разу не пожалел об этом.
Смотрите сериал «Загадочная страсть» с 31 октября, с понедельника по четверг в 21:35 на Первом Канале.
Разговаривала Валерия Иванова
Первый канал производит в эфир «Загадочную страсть»
«Загадочная страсть»: сюжет, роли и актёры, анонсы серий
Сергей Безруков требует поклонников оценить его Владимира Высоцкого без грима