«Берлинале-2011»: иранский триумф
Закончил собственную работу Берлинский кинофестиваль. Ответ жюри никого не поразило.
лошадь и Медведи
Золотого медведя, и призы за лучший мужской и женский актерские ансамбли (достаточно храброе ответ – наградить сходу 5 актеров!) взял фильм иранского режиссера Асфара Фархади «Симин и Надир, развод». Победу данной картины мы предрекали в прошлом материале. В пользу этого сказало пара фактов: во-первых, реакция зала, восторженно принявшего несложную житейскую историю о любви, преданности и лжи.
Во-вторых, иранское кино вот уже много лет считается актуальным, и поощрять его – хороший тон (это кроме того на отечественном родном ММКФ «просекли»). В-третьих, награждение иранского фильма возможно расценить и как помощь, акт солидарности с Джафаром Панахи – режиссером, что сидит в тегеранской колонии и которого номинально включили в состав жюри Берлинского фестиваля.
Справедливости для необходимо подчеркнуть: «Симин и Надир» – вправду весьма крепкая и человечная история о том, как рушится семья, о том, что в данной ситуации нет правых и виноватых и что всех жалко. Актрисы этого фильма явились на церемонию, одетые в классические костюмы – платки, глухие платья Легко диву даешься: как при таковой степени закрытости, цензуре и контроле – в искусстве и жизни – иранцам удается делать по-настоящему свободное кино, понятное во всем мире.
Гран-при и Серебряного медведя взял венгр Белла Тарр за фильм «Туринская лошадь». И результат многие также прогнозировали еще «на берегу». Дело в том, что фильм Тарра – это не столько кино, сколько манифест, наподобие «Тёмного квадрата» Малевича.
Эта лента снята по мотивам истории, которая связана с Ницше: в один раз на его глазах жестко избивали лошадь, философ сошел с ума и прекратил мыслительную деятельность. Что-то подобное сделал и Тарр: он сказал, что это его последний фильм, что кино для него кончилось А обращение в картине всего-навсего о старике, его лошади и дочери, каковые с каждым днем совершают одинаковые действия.
Монотонность бытия, жизнь, лишенная всякого смысла, мир, потерявший многоцветье, тёмное и белое Вязкое, атмосферное кино, похожее на фреску. Наблюдать тяжело. Но одновременно и глаз не оторвать – завораживаетТарр, по всей видимости, расчитывал на основной приз: взяв серебряного медведя он был так раздосадован, что кроме того «благодарю» не сообщил.
Лучшим режиссером на «Берлинале» признали немца Ульриха Кехлера, снявшего фильм «Сонная заболевание». Мы уже отмечали в прошлых материалах оригинальность данной картины. Особенный респект жюри за то, что оценили серьёзную тему самоидентификации.
За операторское мастерство наградили мексиканский фильм «Приз», данный же фильм отмечен и за работу живописца.
Лучшим в сценарном замысле признали албанский фильм «Прощение крови», а спецприза удостоилась германская картина «Кто, если не мы», говорящая историю настоящих революционеров-шестидесятников, готовивших в Берлине серию террористических актов и в итоге покончивших жизнь суицидом.
В случае если суммировать: жюри, возглавляемое Изабеллой Росселини (в состав вошли еще три дамы – Нина Хосс, Джейн Чапман, Санди Пуль – и двое мужчин – известные Амир Кхан и Гай Маддин), отказалось от экстравагантных и скандальных ответов (как это часто бывает в Каннах и в Венеции) – они наградили тех, кто вправду произвел чувство.
Ну а сейчас мало светской хроники.
Крюгер – разрушительница городов
Сутки закрытия «Берлинале-2011» выдался морозным. Но замыслам светских львиц это никак не помешало. Дайан Крюгер показалась на красной дорожке в платье с обнажённой спиной, по которой струились большие золотые бусины.
Актриса стоически продержалась на холоде полчаса, позируя только эффектным тылом, а сейчас мужчины кутались в шарфы и поднимали вороты пальто.
Дайан воображала на фестивале внеконкурсный фильм «Малоизвестный». Картина, в которой храбрец Лиама Нисона, киллер, страдающий амнезией, была приняла тут на «ура», так как воздействие этого остросюжетного боевика с элементами триллера проходит именно в Берлине. Узнаваемые станции метро, дорогие отели, один из которых взорвут, улицы По сюжету Дайан Крюгер оказывает помощь храбрецу Лиама, над которым нависла смертельная угроза.
Для него она давит на автомобиле людей, сбрасывает в воду машины Дайану тут уже прозвали «разрушительницей города», но потому, что актриса – немка по происхождению, ее тут же простили. В фильме она играется боснийскую нелегалку.
– Мне приходилось семь дней производить боснийский выговор, – говорит Дайан. – Это была неимоверно тяжёлая работа. Куда увлекательнее для меня было обучаться экстремальному вождению.
Дайан в Берлине – единственная, кто «нес образ звезды»: кроме обнажённого платья она показала еще изумрудное платье и алый наряд с плиссированным низом – все это ей очень шло.
А вот Изабелла Росселини – глава жюри «Берлинале» – хоть и не стала в очередной раз наряжаться «мальчиком» (напомним, на церемонии открытия она показалась в мужском смокинге), но и особого пафоса не выказала. На дорожке актриса позировала в странноватом шелковом пальто с японским орнаментом, а в зале показала глухое коричневое платье в пол. Но бриллиантовые серьги с сапфирами
Колин Ферт готов к коронации
Последние дни «Берлинале-2011» выдались спокойными и размеренными. Кроме того приезд Колина Ферта, воображавшего внеконкурсный фильм «Король говорит» не поверг никого в душевный трепет. Ферт держался, как ему и подобает – как денди английский.
Одетый в хороший костюм, он сказал хорошие вещи прекрасно поставленным голосом, по всей видимости, чтобы сходу было ясно: король говорит!
О чем сказал? О том, что открыл для себя историю британской королевской семьи заново, что проникся чрезвычайным уважением к семейству
Для тех, кто не в курсе, поясню: фильм говорит о событиях периода Второй мировой. Благодаря сложных династийных событий к власти в Англии приходит король Георг VI. Он обязан обратиться к нации с воззванием и объединить народ перед лицом войны. Но имеется неприятность: король заикается и публично выступать неимеетвозможности.
И вот в течении всего фильма храбрец ведет собственную личную войну – с комплексами и собственными страхами – и побеждает . Чего уж сказать, это одна из лучших ролей Колина Ферта, за которую он номинирован на будущий «Оскар».
В Берлине актера постарались упрекнуть в монархизме. Ферт ответил остроумно:
– В то время, когда Стивен Фрирз снял фильм «Королева», его задали вопрос, монархист ли он, и режиссер ответил: «Я „королевист“, фанат и сторонник королевы». Я с ним согласен. И еще: играясь Георга, я нашёл в нем качества, каковые вправду стоит передавать по наследству.
Ферт, которого так же, как и прежде принимают как обворожительного мистера Дарси (культовая роль в косюином сериале «предупреждение и Гордость»), подтвердил собственный интерес к историческим темам и согласился:
– В этом нет ничего особого, поскольку я из семьи историков. Но современность содержит массу тем, каковые способны возбудить и мой, и зрительский интерес.
И в этом актер прав – программа нынешнего «Берлинале» стала лишним тому подтверждением
Выводы
Само собой разумеется, жалко, что России не удалось повторить прошлогодний успех Алексея Попогребского, завоевавшего трех медведей за картину «Как я совершил этим летом». Но, фильму Александра Миндадзе «В субботу» ничего и «не светило». По причине того, что тренд нынешнего «Берлинале» таков: в жизни смогут совершаться различные трагедии – денежные (как продемонстрировано в американском фильме «Долговой залог»), техногенные («В субботу»), политические («Кориолан», «Кто, если не мы?») Но основная трагедия – это в то время, когда рушится семья. По причине того, что как очевидно ни звучит, государство – это я. Фильм «Симин и Надир, развод», и «Приз» и частично «Сонная заболевание» – именно об этом
Без актуальных 3D-разработок, эффектов, особого бюджета и занудства создателям этих картин удалось поведать пронзительные человеческие истории. И они победили!
Илона Егиазарова, Берлин