Борат
«Борат» как термометр здоровья населения
Борат (2006) / Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan
комедия
Режиссер: Ларри ЧарльзВ ролях: Саша Барон Коэн, Кен Давитян, Льюнелл, Честер, Чарли
История с «Боратом» /Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan/ (2006) большое количество забавнее, чем сам фильм. В Америке эта комедия стала хитом, собирающим толпы, и при бюджете в 18 млн. уже срубила более ста. Тамошние критики ставят ей высшие баллы, сравнивая с комедиями братьев Маркс. В Российской Федерации фильм производить официально не рекомендовано, и газеты по этому поводу пышут ядом: опять цензура?!!
А почему сыр бор?
Кадр из фильма
Полное наименование фильма – «Борат: Изучение американской культуры во благо славного населения украины». Но эта история о якобы казахском тележурналисте, что готовит передачу о собственном открытии Америки, для самой Америки чисто условна. Казах в том месте и на казаха не похож, а похож на азербайджанца, цыгана либо румына. Это некая долговязая фигура с пышными усами, которая весёло мельтешит на экране, со всеми чмокаясь и всему весело изумляясь.
Его родное село, либо аул, либо кишлак, более похоже на горскую деревню где-нибудь на балканском полуострове, наряду с этим неясно, из-за чего тележурналист, которому как минимум нужна телестудия, обитает не в городе, а среди овинов, старая женщина, коз и детей.
И вот он едет в Америку. Едет с компаньоном-оператором, таким же неопрятным и неаппетитным, как он сам. В Америке принимает лифт за номер гостиницы, пробуя в нем жить, а, войдя в настоящий номер, в первую очередь принимается умываться из унитаза. Это укрощение дикаря цивилизованным миром и образовывает сущность картины. Сюжет для кино вечный, начиная от «Приключений Тарзана в Нью-Йорке» /Tarzan’s New York Adventure/ (1942) и заканчивая «Крокодилом Данди» /Crocodile Dundee/.
Но с поправкой на сугубо американский тип юмора.
Очевидно, имеется в американском кино и вторая, великая традиция комического: Чаплин, Китон, Капра, Уайлдер, Аллен… Но популярен и юмор, что из Европы вправду думается специфичным. Одна из кульминаций «Бората» – эпизод, где храбреца гостеприимно принимают в американской семье, он в том месте осведомляется по поводу туалета, и, сделав собственный дело, выносит к торжественному столу какашки в пакетике, интересуясь, куда их сейчас выкинуть.
В второй сцене он голышом лежит на постели, утопая в складках жира сотрудника и уткнувшись носом в его огромную задницу. Данный юмор не упрекнешь в тонкости, как английский язык , либо в изысканности, как французский, либо в саркастичности, как русский. Это юмор простодушный и физиологичный, и ближе всего он к такому остроумному действию на организм, как щекотка.
Вы подмечали, как довольно часто в американских комедиях, в особенности молодежных, храбрецы блюют, издают неприличные звуки, пускают газы в лицо оппоненту и мочатся им в лицо? Именно это почему-то за океаном думается смешно. Как сообщено в весьма хорошей американской комедии, «у каждого собственные недочёты».
главный актёр и Создатель «Бората» комик Саша Бэрон Коэн не только усами, но и всей психофизикой похож на Граучо Маркса из известной троицы, составившей славу американской «комической» 30-х. Обратите внимание: в случае если Чаплина, Китона и Аллена у нас знают зрители, то Марксов – лишь киноведы и синеманы. По причине того, что своеобразный юмор бурлеска.
Тот, из которого и вырос «Борат» с его богатой палитрой запахов.
Кадр из фильма
Но, фильмы уровня «Американских пирогов» /American Pie/ уже понемногу приучают новые поколения отечественных зрителей смеяться над пуканьем. Так что эстетически к восприятию «Бората» мы уже, пожалуй, готовы. Не сообщу, что это символ прогресса, и что этому стоит радоваться, но это так.
Но мы точно не готовы к восприятию, на которое фильм вычислен. У нас картина попадает в совсем другой публичный контекст.
В Америке политкорректность уже дала собственные плоды: в том месте пренебрежительно относиться к непохожим на массу меньшинствам, хоть национальным, хоть сексуальным, в далеком прошлом стало дело нерукопожатным – это неприлично. Что и показываютприезжему храбрецу, единственным большим недочётом которого есть не его неотесанность, а его антисемитизм.
В Российской Федерации же над политкорректностью принято хихикать, вычислять сдвигом по фазе, но в определенных кругах с преувеличенной серьезностью относятся к оттенкам кожи и разрезу глаз, любой оттенок, отличающийся от массового, признавая неполноценным и враждебным. Причем это имеет тенденцию расползаться. Такие времена.
Для американского зрителя явление Бората – как прилет марсианина, Ейети, спилберговского ET. В том месте большая часть понятия не имеет, где находится Казахстан, и готовы принять человека с жгучей кавказско-цыганской наружностью за абстрактного сына степей. Да и это, фактически, в том месте не имеет значения, а ответствен комический эффект, что создаёт их американский образ судьбы на свежего, не замутненного цивилизацией человека.
Это – метод «отстранения», предлог заметить себя со стороны и похихикать над собою, такими успешными, избалованными и полными глупых предрассудков.
У нас же определенные круги лишь укрепятся в собственной неприязни к «иным». Вдоволь потешат собственную уверенность в их неполноценности. И возьмут новый превосходный довод для собственной агитационной работы в весах и без того растерявшихся людей. Исходя из этого я хлопаю в ладоши мужеству государственныхы служащих, взявших на себя немодную сейчас смелость «не советовать» фильм для показа в Российской Федерации.
Что немцу здорово, для больного сознания страны, по которой бродят бациллы национального экстремизма, – смерть. «Борат» для нынешней России – что горчица для язвенника.
В Америке интерес к «иным» и сочувствие к разнообразные «калекам» столь сильны и искренни, что данный, на мой взор, совсем необаятельный, умственно ущербный и весьма настырный тип с усами позвал не отторжение (тогда и успеха у картины бы не было), а симпатии. А также правительство Казахстана, очень сначала фильмом раздраженное, сейчас, как информируют, поменяло бешенство на милость – оно уже на деле почувствовало растущий интерес к собственной стране: люди захотели заметить данный таинственный Казахстан воочию и сейчас штурмуют турагентства.
Кадр из фильма
В этом фильме нет серьёзных качеств: таланта, вкуса и ума. Но одно, самое ответственное, в том месте имеется: незлобивость, открытость и простодушие для всего непохожего. Вернем себе эти качества – тогда и придет час продемонстрировать «Бората» в Российской Федерации.
Хоть он этого, грубо говоря, и не заслуживает, оставаясь легкой добычей неразборчивых пиратов.