Босиком по мостовой
Босиком по мостовой (2005) / Barfuss
драма / комедия / мелодрама
Режиссер: Тиль ШвайгерВ ролях: Hans-Peter Abts, Густав Адольф, Micha Breidenstein, Флориан Фиц, Пит Фукс
Тридцатилетний обалдуй, позор семьи нарвался на чокнутую женщину, она не отстала, они пустились в странствие, по дороге он в нее втюрился. Начиная с хорошего «здорового» «Это произошло в один раз ночью» /It Happened One Night/ (1934) «лечебное» роуд-муви прошло через все мировое кино. Попутчиками храбрецов бывали женщины и мужчины, бывали родственники и друзья, бывали легко забавные и по-настоящему сумасшедшие.
Случай «Босиком по мостовой» /Barfuss/ (2005) с диагностированной женщиной, сбежавшей из психушки, ведет ту же линию, что «Человек дождя» /Rain Man/ (1988), «Сутки восьмой» /Huitieme jour, Le/ (1996) и «воин и Принцесса» /Krieger und die Kaiserin, Der/ (2000).
Кадр из фильма
Однако, фильм Тиля Швайгера вовсе не совсем вторичен. Красавец-немец, гордость нации, узнаваемый миру как артист и менее известный как режиссер, продюсер и сценарист, замечательно знает, что делает. Оттрубив в драчливых голливудских «ларах крофт» и «королях артурах», он приезжает к себе в город Гамбург, в семью, где в 40 лет четверо детей от первой и единственной жены, все прекрасно, в этот самый момент в полной мере может захотеться, чтобы вторым также было хорошо.
И Швайгер на собственные деньги по собственному сценарию и с собой в ключевой роли снимает не то что «авторское», но «личное» кино. Его давности и первый фильм «Белый медведь» /Eisbar, Der/ (1998) был по тогдашней моде между Тарантино и Каурисмяки – бандюк бежал от бандитизма и от судьбы, пока не добегался. Но и в той стандартной истории была чисто германская металлическая логика и чисто человеческие индивидуальные наблюдения.
Кино Швайгера, во-первых, «утешительное», что завлекает девушек, во-вторых, «актерское», что гарантирует ритм (актеры без эмоции ритма – не актеры).
Кадр из фильма
Вот и «Босиком по мостовой», забрав надежный, популярный сюжет, как пьесу для антрепризы, расцвечивает его юмором и всем опытом, что накопился за отчетный период. С одной стороны, в фильме, как в пьесе – жестчайшие формулировки для любых поворотов. Женщина (Йоханна Вокалек) не просто чокнутая, ее мама не известно почему первых 19 лет судьбе продержала в чуланчике, дома, безнадёжно.
Обстоятельства смогут быть каждые – ясно, что чокнутой была мама. Позже она погибла, и женщину, ни разу в жизни не ездившую в троллейбусе, не ходившую в магазин, по большому счету не видавшую вторых людей, тут же послали в психушку и начали пичкать пилюлями. Вправду, куда ж еще послать и что же еще с ней делать? Юноша (Тиль Швайгер) – также не просто позор семьи.
В то время, когда на бирже труда он говорит: «Прошлый хозяин был редкая сволочь», – сотрудник биржи так учит его жить: «Желаете иметь работу – учитесь ничего не подмечать и держать язык за зубами». Позже и семья выясняется дай всевышний: мама в Шанели по линии «все, как у людей», отчим по линии «если ты таковой умный, что же ты таковой бедный», прежняя невеста по линии «уж замуж невтерпеж» и младший брат, именно и женящийся сейчас на данной невесте.
И не требуется лишних штрихов, ясно, что для таковой семьи позор – все, что не она. В то время, когда юноша не лижет отчима за его солидные деньги, не ходит в Армани и не делает карьеру в сети, его дом – лишь колония. Вправду, как его разрешишь войти в семью без рекомендаций?
Кадр из фильма
Иначе, любой поворот оживляет масса забавных наблюдений за «судьбой неожиданно» и без конца подмечаемых «психотерапевтических» подробностей. И Швайгер уже свободен, чего покинуть-чего выкинуть, по причине того, что всего уже большое количество. Как женщина отправилась за юношей в вокзальный туалет – отдельный анекдот. И на свадьбе хорошо он закрыл в шкафу нимфоманку. И врачиха в финале раскалывается одним словом. В то время, когда: «Я обожаю… – Кого, меня?», – это «кого, меня» дорогого стоит.
В наблюденные стандартные мотивы общего отчуждения, религии денег и жажды успеха, приводящих к тому, что единственным местом, где от всего этого может спрятаться обычный человек, оказывается психушка, фильм вносит все больше конкретных уточнений. Это и имеется его цель – уточнение позиции, в то время, когда минимум слов растолковывает максимум событий сегодняшнего социума.
Кадр из фильма
Действительно, будучи ровно «актерским» и «утешительным», фильм неимеетвозможности избежать ближе к финалу жгучего давления на слезу и чрезмерно звёзд и любовного пафоса с неба не достаточно, остается как раз художественной поделкой с определенным уровнем ее рамок и профессии. Но кому Тиль Швайгер красив не только как красивый мужик и интересный актёр, и вдобавок как юморист по судьбе при отсутствии полного пофигизма, наблюдать весьма кроме того возможно.