Буря в пустыне

«Лоуренс Аравийский» Дэвида Лина отмечает в текущем году 50-летие.

«Представьте, что вы богаты. И вот к вам приходит человек и предлагает сделать четырехчасовой фильм без единой звезды, без единой дамы, без амурной истории и практически без экшн-сцен. А снимать нужно в пустыне.

Что вы сообщите?» – так о плане «Лоуренса Аравийского» говорил Омар Шариф, иллюстрируя всю его невероятность. Но, в эру продюсерского кино эта история смотрелась чуть в противном случае, чем мы можем представить ее сейчас со слов Шарифа.

Кадр из фильмаБуря в пустыне

Разбившийся на мотоцикле по пути к себе в 1935 году легендарный английский разведчик Томас Эдуард Лоуренс еще при жизни был одним из самых желанных храбрецов для голливудских боссов. Человек-тайная, незаконный сын лорда Томаса Чэпмена, возглавивший на протяжении Первой мировой арабское восстание против турков, обрисовал собственные приключения в мемуарах «Семь столпов мудрости», облегченная версия которых, названная «Восстание в пустыне», стала настоящим мировым бестселлером.

Залогом ее успеха стало сочетание восточной экзотики с исключительностью личности рассказчика, туманность мотиваций которого только додавала книге очарования. Однако Лоуренс ни разу не согласился на экранизацию собственной истории, не смотря на то, что такие предложения ему, очевидно, много раз поступали.

Кадр из фильма

Александр Корда, к примеру, еще в 1940-х планировал снимать «Семь столпов мудрости» с самим сэром Лоуренсом Оливье, но красивому созвучию персонажа и актёра не суждено было состояться – а также, кстати, и по денежным обстоятельствам. Только в первой половине 60-ых годов двадцатого века драматург Майкл Уилсон, незадолго до этого уговоривший брата смелого разведчика Арнольда Лоуренса согласиться на экранизацию, представил продюсеру Сэму Спигелу сценарий картины.

Кадр из фильма

Спигел срочно дал сценарий идеологически безукоризненному режиссеру «Моста через реку Квай» Дэвиду Лину, и работа началась. Нужно заявить, что амбициозного замысла снять эпическое полотно без участия звезд у Лина, очевидно, не было. На ключевую роль он приглашал Альберта Финни (усомнившегося в успехе предприятия) и Марлона Брандо.

В то время, когда оба отказались, собственную роль сыграла случайность – Лин заметил молодого театрального актера Питера О’Тула в картине «Сутки, в то время, когда ограбили тут и» английский банк же осознал: «Это Лоуренс». Режиссер был непреклонен и, не обращая внимания на сомнения продюсера, утвердил никому не известного ирландца на ключевую роль. Практически та же история произошла и с Шарифом.

В роли шерифа Али Лин видел, как ни необычно, не французского араба, а Алена Делона. Но капризная звезда «Рокко и его братьев» отказалась играться храбреца в карих контактных линзах. Нелишним будет подметить, что начинавшие на громадном экране актеры остаются приятелями сейчас.

Кадр из фильма

В то время, когда актерский состав, не обращая внимания на все возражения и сомнения Спигела, был наконец утвержден, появилась новая неприятность – картина практически осталась без сценариста. Героически выбивший у родственников Лоуренса права на описание его подвигов Уилсон попал в «тёмный перечень сценаристов» из-за симпатий к коммунистам.

За работу взялся Беверли Кросс, но ни одна из написанных им строчек текста так и не вошла в картину – проект был передан Роберту Болту, что значился в титрах как единственный сценарист до 1995 года. Нельзя сказать, что это было совсем необоснованно: от начального уилсоновского текста фильму досталась история, а все характеры и диалоги были полностью переписаны Болтом. Кроме этого нужно дать ему должное – завершать текст было нужно в воистину экстремальных условиях уже на протяжении съемок.

Кадр из фильма

Дэвид Лин был так воодушевлен упавшей на него серьезностью, что решил снять приключения полковника Лоуренса максимально близко к действительности. В соответствии с его начальной идее, снимать картину планировалось в настоящей пустыне – в Иордании. Было обнаружено поразительное место – в 240 километрах от ближайшего оазиса.

В том месте была отснята большинство натурного материала, но в какой-то момент продюсеру было нужно все же охладить авторский запал, напомнив о огромных неустойках, каковые угрожают и без того неочевидно успешной картине заболеваниями участников съемочной группы, появлявшейся в ближневосточном пекле. В следствии часть материала была отснята в Испании и Марокко. Иначе, если бы не маниакальная увлеченность режиссера, картина и вовсе имела возможность бы не состояться – вместо запланированной пары месяцев, кинематографистам было нужно провести в песках практически весь год.

Кадр из фильма

Лин был не одинок в собственном фанатизме – вторым двигателем процесса стал исполнитель ключевой роли. О’светло синий, согласно свидетельствам очевидцев, на продолжительные месяцы практически превратился в Лоуренса: он не только выучил арабский и обучился по-бедуински изящно держаться в верблюжьем седле, но и сделал по просьбе режиссера пластическую операцию, поменяв форму собственного ирландского носа на чисто британскую.

Помимо этого, актер умудрился обогатить арабскую культуру: дабы продолжительнее держаться в седле, он придумал подкладывать под него коврик из губчатой резины. Это изобретение О’Тула до сих пор употребляется наездниками-бедуинами, а актер получил от благодарных арабов прозвище, которое приблизительно переводится как «Папа губки». Нужно заявить, что все предосторожности не помогли актеру избежать травм: по возвращении к себе ему было нужно срочно лечь в поликлинику с множественными ожогами, переломами, вывихами и двумя сотрясениями мозга, взятыми в следствии многократных падений с верблюда.

Кадр из фильма

Не обращая внимания на все лишения, перенесенные съемочной группой, первые тестовые показы не вселили в режиссера уверенности в успехе у зрителей. Кроме того, что брат Лоуренса выбежал из зала через час по окончании начала, окрестив кинематографистов предателями, так еще и Спигел был разочарован медитативным ритмом картины. Никто и предположить не имел возможности, что фильм заберёт «Оскар» в семи номинациях (первую из восьми номинаций взял О’Тул, так и не заимевший за всю карьеру ни одной статуэтки) и войдет во все вероятные перечни лучших фильмов на свете.

Кадр из фильма

Все это особенно страно, учитывая длительность картины, за которую фильм много раз подвергался критике. Сейчас сложно представить блокбастер длительностью 222 60 секунд, но как раз столько продолжалась первая версия фильма. Потом картина была пара раз отреставрирована и перемонтирована.

В частности, в подготовке издания 2000 года участвовали Мартин Скорсезе и Стивен Спилберг, много раз заявлявший, что именно «Лоуренс Аравийский» вдохновил его начать карьеру режиссера. В текущем году 50-летие картины решили отметить полной выпуском и цифровой реставрацией на Blu-ray. В первый раз новая версия «Лоуренса…» была продемонстрирована в Каннах, а 4 октября фильм на один сутки возвратился в кинотеатры, и нереально не принять, что благодаря реставраторам произошло новое рождение картины, которую язык не поворачивается именовать пыльным словом «классика» – так актуально он смотрится сейчас.

Кадр из фильма

Зрителям, каковые в первый раз познакомятся с шедевром Дэвида Лина на данный момент, возможно не только позавидовать, но и дать совет отыскать для первого просмотра максимально широкий экран. Совсем психоделические пейзажи легко физически не вмещаются в телевизоры и стандартные мониторы, а приключенческие эпизоды (наподобие атаки Акабы либо взрыва поезда) захватывают дух так, словно бы картина снята совсем сравнительно не так давно.

Имеется, но, и еще один фактор, кроме визуального совершенства, за создание которого признанного классика голливудского «громадного стиля» кроме того необычно хвалить. В итоге, грандиозный для собственного времени «Мост через реку Квай» сейчас вызывает разве что громадное уважение, но никак не любовь – так идеологически устаревшей выглядит эта потрясшая много умов картина.

Кадр из фильма

«Лоуренс…» же и сейчас смотрится поразительно свежо. Обстоятельство, возможно, в том, что в каждой из собственных инкарнаций он был созвучен эре, а сейчас уже совсем вышел за границы любого контекста. В 60-х память о храбрец была еще жива, а читатели его книги с нетерпением ожидали экранизации привычных событий, в 80-х фильм смотрелся противовесом ироничным боевикам, а сейчас смотрится всецело самодостаточным произведением, сокровище которого не в следовании историческим реалиям, а в эпическом масштабе не столько событий, сколько центральной личности.

Кадр из фильма

О’Тул и Лин сумели пробиться через недомолвки Лоуренса и создать на экране ницшеанского размаха катастрофу сверхчеловека, соответствие которого настоящему характеру в конечном итоге не так уж и принципиально важно. Если сравнивать с их храбрецом любой сегодняшний человек-тайная наподобие финчеровского Цукерберга из «Социальной сети» – открытая книга. Неспешный рассказ о крахе и взлёте великого человека завораживает.

И, честное слово, на данный момент, во времена высоких разработок, в то время, когда бюджеты в Голливуде измеряются сотнями миллионов, а зрительский успех зависит от качества 3D, крайне полезно отыскать в памяти, что настоящий эпос постоянно вырастает из архетипов и идей. Не напрасно же пытливый андроид Дэвид из «Прометея» изучает человечество как раз по «Лоуренсу…»: биомеханическому существу с IQ 350 в этих вопросах точно возможно доверять.

Операция \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: