Человек, которого не было
Один человек, прекрасно привычный с творчеством братьев Коэн, и к точке зрения которого я постоянно прислушиваюсь, сообщил мне в один раз, что из источников, заслуживающих доверия, он выяснил, что “Человек, которого не было” – самый немыслимый и абсурдный фильм этих авторов, да и к тому же черно-белый.
“У братьев”,- прошелестел он через хорошо сжатые губы,- “совсем крыша съехала, обычным людям наблюдать их кино стало страшно для собственной психики.” “Я лучше поберегу собственный рассудок”,- заключил он.
Он поберег, а я не стал. Ха-ха-ха, и зря.
Самое немыслимое в этом фильме то, что о нём говорят.
А заметить совсем обычное кино вместо ожидаемого сумасшествия – вправду ощутимый удар по психике. Надеюсь, я всё-таки его выдержал. В случае если же сказать без шуток, то недаром так как имена Джоэла и Итана Коэнов притягивают такое внимание общественности.
Посредственности мало кого интересуют, а уж в то время, когда в движение идут слухи, то возможно верить втом, что люди, каковые в них фигурируют – неординарные личности. Сомнений нет, братья Коэны – фигуры культовые. Но я отношусь к ним достаточно нормально.
До “Человека, которого не было” я взглянул пять фильмов этих режиссеров. И наметилась четкая тенденция, что любой следующий фильм был на ступень хуже прошлого. Первым стал “Громадной Лебовски”. Это полный восхищение.
Следующим – “Перекресток Миллера” – последний фильм, что мне безоговорочно понравился. От остальных же остались не только хорошие чувства. “О, где же ты, брат?” позвал у меня незначительные нарекания, “Подручный Хадсакера” – значительные. А “Бартон Финк” был уже на грани, за которую не следует заглядывать. Ну и следующий по идее должен был стать открыто нехорошим. Но, к счастью, не стал.
По причине того, что терпение начало подходить к концу.
Ну а сейчас мало о самом фильме.
Человека, которого не было, кликали Эд Крейн. Из-за чего ему дали такое необычное определение, могу лишь догадываться. По всей видимости вследствие того что собственную не весьма продолжительную судьбу он прожил так серо и незаметно, что как словно бы его не существовало в конечном итоге.
Тот кусочек его жизни, что был продемонстрирован в данной картине, похоже являлся самым броским в биографии Эда. А также этого всплеска имело возможность с ним не произойти, если бы не “его величество случай”, что посмотрел в парикмахерскую, где трудился отечественный храбрец, в лице предпринимателя из Сакраменто Крейтона Толивера.
Рабочий сутки уже закончился. Шурин Эда Крейна Фрэнк – старший и владелец заведения парикмахер по совместительству – уже планировал уходить, в то время, когда и нагрянул запоздалый визитёр. Что вынудило Эда обслужить мистера Толивера во внеурочный час, он и сам толком не осознавал.
Быть может, так надоела нескончаемая болтовня Фрэнка в течение всего рабочего дня, что возможность выслушивать её ещё и по дороге к себе, ему не радовалась. Быть может, заинтересовал сам Крейтон Толивер, в манере поведения которого проскальзывали штришки, совсем не характерные для этих мест. И смутное чувство чего-то нового, что всколыхнёт засасывающую трясину серых будней и придаст ей нужную динамику.
Эд не обожал сказать, но умел слушать. Да и то, что он услышал, его нежданно заинтересовало. Крейтон вдохновенно говорил о деле, для которого посетил данный город. Он искал спонсоров, дабы открыть химчистку.
Стирка без воды – это современно, дёшево и со злобой. Эд задумался и скоро решил стать компаньоном Крейтона Толивера.
Нет, само собой разумеется, таких денег у парикмахера не было. Но где их возможно дотянуться, Эд сообразил скоро. Приятель семьи Громадной Дэйв был управляющим магазина, в котором вела бухгалтерию его супруга Дорис Крейн. Обожал ли Эд собственную жену, линия его знает.
Разве возможно что-либо осознать по каменному выражению лица парикмахера. Эд Крейн был не только спокоен, как танк, но и непробиваем. Он догадывался, что Дорис изменяет ему с Дэйвом, но не знал точно.
В этот самый момент появилась возможность убить сходу двух зайцев: определить правду и вытянуть шантажом деньги (10 тысяч долларов) у Громадного Дэйва. Эд действовал умно, хладнокровно и изобретательно. Но если бы всё прошло так гладко, как вспоминало, не было бы смысла снимать кино.
И последовавшая за этим цепочка событий стала причиной совсем неожиданным последствиям.
Нет, ожидать захватывающего экшна не нужно. В будущем воздействие начинается практически так же ровно и неспешно, как и в начале. Но фильм смотрится. У братьев Коэнов превосходно развито чувство времени, а правильнее эры.
Практически все истории, поведанные ими, случились в недалеком прошлом. Эта – в середине двадцатого века. Я не знаю, как смотрелась Америка в то время, как люди наряжались, говорили, какие конкретно носили причёски.
Но не появляется ни мельчайших сомнений в том, в то время, когда как раз происходило замеченное на экране. Создается полное чувство, что и снимали это в пятидесятые годы, а не на данный момент. Снято стильно, но каждому ли по душе данный стиль?
Известная Коэновская ирония присутствие тут в минимальном количестве, но я ей ни при каких обстоятельствах особенно не восхищался. Актеры играются прекрасно. Они постоянно выкладываются у Коэнов на полную катушку.
Практически в каждом их фильме имеется кто-то, кто сыграл лучшую роль в собственной жизни.
Мне показалось, что в “Человеке, которого не было” прекрасное соло выдал Билли Боб Торнтон, сыгравший Эда Крейна. Правда я не так много видел фильмов с его участием, но эта мне понравилась больше всего. Ещё в картине снимались Фрэнсис Макдорманд, супруга режиссера Джоэла Коэна, и Джон Полито, каковые ни в чьих вторых фильмах так по-настоящему и не засветились, но с успехом кочуют из одного коэновского фильма в второй.
По большому счету за актерскую игру возможно выделять практически каждого, но отмечу лишь Тони Шалхауба в роли проныры-юриста Фредди Риденсшнейдера, что вносил своим недолгим присутствием частичку юмора и живую струю во временами легко усыпляющее повествование.
Американцы благосклонно отнеслись к “Человеку, которого не было”. Он вошел в число 250 лучших лент всех времён под номером 225 и взял номинацию на “Оскар” за лучшую операторскую работу.
Но не верьте тому, кто говорит, что это комедия. Это легко достаточно хороший фильм, и ничего более.