Черный лебедь. рецензия
Овации, приятели, лишь овации — стоя, взахлеб, до боли в ладонях и слез на глазах. В данной буре потонут голоса тех, кого коробит от секса и вида крови на экране — фу, мол, как это низко и пошло, и мерзко. Нам эти их фу — по барабану, правда?
Настоящему мастерству сцены с извращениями и насилием еще ни при каких обстоятельствах не мешали, а шедевр Даррена Аранофски, а безумная игра исполнительницы центральной роли Натали Портман (кто бы имел возможность поразмыслить, что девочка из Леона дорастет до для того чтобы успеха и соберет столько премий, включая Оскар, Золотой глобус и премию Английской киноакадемии) — это без сомнений Мастерство. С громадной буквы.
И сумасшедшие кассовые сборы (а в то время, когда картина с бюджетом в 13 миллионов собирает в прокате 253 миллиона — что это, если не массовое помешательство?), частенько становящиеся яблоком раздора в вопросе того, к какой сфере относить кино — развлечения для толпы либо большого жанра — на этот раз только наглядно демонстрируют, что со времен прибытия люмьеровского паровоза интеллектуальный уровень массового зрителя вырос. Ну либо легко больше стало умных думающих людей. Господи, я радостен быть частью Данной толпы.
Тем более приятно, что Тёмный лебедь — это хоррор чистой воды. Не заметить это способны только ненавидящие жанр кошмаров снобы, ну либо те, кто с хоррором в принципе знаком только понаслышке. Со времен Молчания ягнят американская киноакадемия не награждала кошмары важными призами — на этот счет много сокрушались и злились поклонники кошмаров за границей. Успех Тёмного лебедя — это и их, и отечественный с вами успех.
Не смотря на то, что, как и помянутое Молчание ягнят, как и многие подлинные шедевры по большому счету, данный фильм не пытается ограничивать себя узкими рамками какого-либо жанра, а напротив — раздвигает каждые оковы в собственных целях. И среди массы сильных мыслей и эмоций, остающихся по окончании просмотра, имеется и такая: А не сказалась ли титаническая работа над фильмом на психике его создателей кроме этого, как это случилось с основной героиней картины? Будем сохранять надежду, что нет.
Будем верить, что Аранофски еще снимет много не меньше замечательных фильмов, а Портман еще завоюет большое количество персональных призов. И что ни у кого из них не начнут расти тёмные крылья.
Танцовщица Нина приобретает партию Белого и Тёмного лебедя в новой постановке хорошего балета П. И. Чайковского Лебединое озеро. История о девушке, перевоплощённой в лебедя, спасти которую от чар может только любовь, необычным образом перекликается с тем, что творится в самой Нины. Всецело отдаваясь работе, недоедающая, физически и морально истощенная Нина начинает сходить с ума, что в итоге ведет к катастрофе.
Либо к счастью, поскольку финальный успех балерины, "Наверное," воспринимается ею самой как полный пик. Я познала совершенство, — говорит Нина — и мы ей верим. И ей так как не имеет значения, что было нужно положить на алтарь мастерства для этого.
Многие российские критики, причем не только любители, но и специалисты, ошибочно утверждают, что подтолкнуло Нину к сумасшествию появление в труппе новой девушки, ее потенциальной соперницы. В действительности это не верно. Люди, в большинстве случаев, не сходят с ума в одночасье.
Дабы у человека крыша мгновенно отправилась — для этого нужно, допустим, всех его любимых у него на глазах стереть с лица земли. В Нины происходят совсем иные, значительно более глубокие и долгие процессы, нежели очевидный шок. Значительно вернее черта фильма в среде западных кинокритиков, окрестивших картину больным сексуальным триллером.
Непременно, подавленные сексуальные жажды Нины, каковые в ней просыпаются по мере сближения с соперницей и балетмейстером, становятся тем самым трамплином, с которого она прыгает прямиком в шизофрению. Властная, но наряду с этим любящая мама, стремящаяся реализовать в дочери собственную неудавшуюся карьеру. Рвение к самопожертвованию для успехи заветной цели.
Явные психотерапевтические неприятности, о которых в фильме упоминается задолго перед тем, как в кадре в первый раз появляется девушка-соперница. Авторы все это учли, всему, всякой небольшой психотерапевтической подробности уделили должное внимание, в отличие от многих киноведов. Нет, Нина была на пути к собственному сумасшествию уже сначала фильма, да что в том месте — сумасшествие поселилось в ее душе еще до того момента, в то время, когда мы в первый раз видим девушку в кадре!
Кроме того такая несложная подробность, как то, что Нину воспитывает мать-одиночка, уже в контексте фильма говорит о многом. Разумеется же, что в лице немолодого балетмейстера, собственного строгого и сексуально агрессивного преподавателя, робкая девочка подсознательно видит не только любовника, но и родителя.
А эта ее привычка — бессознательно расцарапывать до крови собственное тело — которая БЫЛА, если судить по словам матери, у Нины и раньше — разве это не лишнее свидетельство той душевной борьбы, что балерина ведет сама с собой? Не эта ли борьба приводит ее к выдающемуся, но ужасному финалу?
Это принципиальный момент. Вероятно центральный в понимании смысла Тёмного лебедя. Да, на поверхности лежит то, что совсем уж с катушек Нина начинает слетать по мере того, как приближается сутки премьеры балета. Но в действительности эта картина не только о сумасшествии, как таковом. Это картина о том, что творчество и безумие — сущность весьма родные, чуть ли не родственные понятия.
очень способная балерина Нина достигает подлинного совершенства, только окончательно и бесповоротно сойдя с ума. В настоящем творчестве неизменно имеется элемент саморазрушения.
Вот исходя из этого мы и волнуемся действительно о будущем Натали Портман и Даррена Аранофски.
10 баллов. Шедевр. Наблюдать всем.