Диана вишнева и алла сигалова откроют новых цискаридзе
В сентябре на канале «Российская Федерация К» стартует необыкновенное шоу «Громадной балет». Проект занимателен тем, что при формате телевизионного шоу (что ассоциируется у зрителя с массовой культурой) он посвящен высокому мастерству. Соревноваться между собой в данной программе будут артисты ведущих театров России. «Около ТВ» побывал на съемках одного из выпусков.
В прошлом телевизионном сезоне «Российская Федерация К» порадовала собственных зрителей проектом «Громадная опера». Программа была успешна, исходя из этого и было решено трансформировать идею, предложив зрителям взглянуть на балет.
— В текущем году каналу «Культура» исполняется пятнадцать лет, — говорит главред Сергей Шумаков, — и нам бы хотелось открыть сезон яркой, запоминающейся премьерой, которая продемонстрирует успехи современного балетного мастерства при помощи одного из неповторимых каналов отечественного телевидения. Русское балетное мастерство есть отечественной гордостью, ему рукоплещет всю землю. Из-за чего бы не сделать презент отечественным зрителям и не предложить им новый формат — телевизионный балетный конкурс, поразмыслили мы и в марте начали его подготовку.
…Специально для программы в самом громадном павильоне «Мосфильма» была выстроена студия, солидную часть которой заняла огромная сцена, дополненная сложной системой и проекционными экранами освещения. Сцена — основная гордость создателей шоу. Посредством компьютерной техники студию возможно оформить как угодно: за мгновение пол преобразовывается, к примеру, в водную гладь, лесную тропинку либо дворцовый паркет.
Основная мысль конкурса — поведать поклонникам балета о молодых танцорах, исходя из этого в шоу было приглашено четырнадцать артистов, многие из которых лишь окончили хореографические училища. Участников на кастинг выдвигали сами театры, предлагая лишь самых гениальных артистов, причем выдвигались сходу пары. Действительно, оценивает жюри каждого танцора по отдельности. Но, не обошлось без исключений: одна из участниц танцует на шоу на внеконкурсной основе.
Это прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. Дело в том, что партнерша одного из танцоров — Андрея Ермакова — в последний момент отказалась от участия в шоу, и спасти сотрудника решила Терешкина. Попал в перечень участников и прекрасно привычный многим ценителям балета Сергей Полунин.
В собственные 22 года он имеет громадной танцевальный опыт и прекрасно известен за рубежом, но так как главным критерием отбора был возраст (от 18 до 28 лет), то соревноваться он будет наравне с менее умелыми артистами.
Отдельный интерес вызывает жюри конкурса: в нем не будет звезд шоу-бизнеса, как это в большинстве случаев не редкость в аналогичных проектах. Все члены жюри связаны с балетом, хорошей музыкой, театральным мастерством, а главой стала Диана Вишнева, взявшая недавно звание лучшей балерины десятилетия.
Помимо этого, отдельный интерес должны привести к специальным номерам в исполнении звезд балета, каковые не оцениваются, но придают шоу дополнительную зрелищность.
…Мы входим в студию и попадаем именно на запись особого номера. Первое, что поражает, — оформление и размер сцены. И пол, и задник — проекционные экраны, по бокам и сверху — замысловатые прожекторы.
На сцене — первый солист Громадного театра Геннадий Янин. У него сложный грим старика, и софиты уже сильно ударили образ — грим течет, исходя из этого номер спешат записать как возможно скорее. Янин справляется со своей задачей с первого дубля, а вот следующий номер — «Смелый этюд» Дениса Медведева (также первого солиста Громадного) — приводит к у режиссера.
В аппаратной продолжительно решают, как расставить световые выговоры, дабы передать на экране все великолепие сложного танца. Артиста просят повторять и повторять перемещения, но «в полноги», как выражается режиссер. В противном случае Денис скоро выдохнется и не сможет выполнить танец на камеру, поскольку балет — это большая физическая нагрузка.
А вот премьер Громадного театра Михаил Лобухин удивляет современной хореографией и выходит на сцену с номером под музыку Владимира Высоцкого. Видно, что артист разбирается в сценографии, по крайней мере он требует подкорректировать свет. По картине эффектнее тот вариант, что внес предложение режиссер, но Лобухин привык выполнять данный танец при втором освещении.
За сценой же сейчас разогреваются участники конкурса. Прямо в павильоне выстроен танцевальный класс с балетными станками и зеркальными стенами. Одни артисты разминаются, другие репетируют, одев пачки прямо поверх спортивных костюмов, а третьи затягивают пуанты.
С пуантами, кстати, на проекте все не просто: артисты будут считаться, что покрытие сцены для них непривычное, неудобное, и исходя из этого под любой танец приходится намерено перешивать балетную обувь. Столь важное дело балерины никому не доверяют, и колдуют над пуантами сами.
Но в студии появляются и ведущие — Алла Сигалова и Святослав Бэлза. Сигалова, которую зрители привыкли видеть в роли строгого участника жюри, в новом собственном амплуа, напротив, постоянно встаёт на сторону участников и к каждому проявляет сочувствие.
Но из-за столичных пробок съемка задерживается: члены жюри никак не смогут добраться до «Мосфильма». Виктория Терешкина и Андрей Ермаков, каковые должны выступать первыми, переживают: мускулы уже разогреты, а на сцену выходить до тех пор пока запрещено, вот и приходится всегда быть в тонусе, повторяя разминку у станков, а это стресс для организма.
В то время, когда жюри наконец появляется в студии, Терешкина и Ермаков выполняют па-де-де из балета «Корсар». Кроме Дианы Вишневой, артистов сейчас делает выводы балетмейстер Владимир Малахов, брат Майи Плисецкой Азарий Плисецкий, худрук балетной труппы флорентийского Teatro Communale Владимир Деревянко, худрук Петербургского Государственного театра балета имени Леонида Якобсона Адриан дирижёр и Фадеев Мариинского театра Михаил Татарников.
Но проблемы длятся. На скользком покрытии падает на протяжении выполнения собственного номера «Вешние воды» балерина Громадного театра Анна Тихомирова. Падение выглядит таким ужасным, что за сценой сотрудника девушки вздрагивают и, переглядываясь, задают вопросы: «Ничего не сломала?» Но сама балерина переживает за второе: сейчас она возьмёт низкие оценки.
Действительно, беспокойство выясняется напрасным: члены жюри разрешают паре выполнить танец заново, поскольку падение случилось не по вине артистов. За сценой все радуются за Тихомирову и отмечают, что лишь балерина с весьма сильным характером способна собраться и по окончании тяжелого падения чисто выполнить танец. Кстати, это падение в жизни Тихомировой выясняется первым.
Более того, балерина согласится, что за свойство танцевать скоро ее именовали в училище «неистовым москитом».
И вдобавок в данный сутки танцуют отрывки из балетов «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Тарас Бульба», «Маргарита и Арман» — словом, репертуар, позавидовать которому может любой театр.
Смотрите «Громадной балет» в сентябре на канале «Культура»!
Юлия Шершакова