Дмитрий тихонов и его чёртовы пальцы в гостях у зоны ужасов (интервью)
Дмитрий Тихонов (1985 г.р.) — один из самых заметных авторов русскоязычной литературы кошмаров. За его плечами бессчётные публикации в сборниках и журналах, роман-новеллизация компьютерной игры «PANZAR», и победы и призовые места на жанровых конкурсах. Трудится сценаристом, живёт в Нижнем Новгороде.
Женат, воспитывает двух сыновей.
Пару дней назад в серии «Самая ужасная книга» вышел сборник Дмитрия, и Территория Кошмаров привела к автору на допрос.
Дмитрий, привет! В первую очередь, тороплюсь поздравить тебя с выходом «Чёртовых пальцев». Сборник уже возможно пощупать и утащить к себе. Что на данный момент ощущаешь?
Пускай это и не дебют, но все-таки первая сольная книга за авторством Тихонова, направленная отечественному хоррор-сообществу, в котором ты и сделал себе имя.
Привет и благодарю за поздравления! Как себя ощущаю? Я спокоен как удав. Я совсем спокоен. Мои ноги наливаются тяжестью.
Мои веки наливаются тяжестью. Я спокоен, как будто бы птица в не работает это ни хрена! Ни хрена не работает!
Нервы ни к линии. Вот прямо на данный момент мучаюсь вопросом: рвануть в Москву либо, стиснув зубы, подождать несколько дней, пока книжка добирается до магазинов Нижнего Новгорода. Мне ж ее до сих пор не удалось в руках подержать.
А отечественному хоррор-сообществу – исполать и респект. Весьма надеюсь, что не подведу вас, приятели.
Заглавная повесть шла к публикации довольно продолжительное время. Поведай историю создания произведения и поведай о его издательских злоключениях.
Все началось с «Гонок на выживание» на форумах allhorrors.ru. Какой год это был? 2011? 2010? Другими словами, давным давно пара Молодых Гениальных Авторов, решив до отказа набить русский хоррор романами, ввязались в литературное соревнование.
На дистанции поджидала матушка-лень, до зубов вооруженная бытовыми событиями – и я выбыл из гонки, но через некое время возвратился к тексту и закончил его в спокойной обстановке, без спешки и дедлайнов. Так показалась повесть «Чертовы пальцы».
В феврале 2012 года она съездила на семинар «Малеевка-Интерпресскон», где была препарирована Святославом Логиновым и заслужила его одобрение. На эйфориях, чуть успев внести оговоренные на протяжении семинара исправления, я разослал рукопись во все издательства, о которых слышал. В «АСТ» и «Эксмо» мне настоятельно дали совет расширить количество раза в полтора, дабы оказался роман, что возможно опубликовать отдельной книгой.
Пара месяцев я честно раздумывал над этим, и чем больше раздумывал, тем яснее осознавал, что повесть необходимо не увеличивать, а уменьшать. Раза в полтора.
После этого, неожиданно, «Чертовы пальцы» дало согласие забрать Луганское издательство «Шико». Красивый предлог избежать предстоящей работы над текстом, не так ли? Сбыв повесть с рук, я с чистой совестью занялся вторыми проектами.
Но дела у «Шико» в тот период шли не особенно прекрасно, и повесть пролежала у них до весны 2014 года, в то время, когда, в силу всем известных печальных событий, стало ясно, что дальше ожидать не имеет смысла.
В тот период именно начиналась история проекта «ССК». Еще на ранних этапах развития серии Миша Парфенов сказал со мной об издании сборника – и, в случае если не забываешь, «Чертовы пальцы» систематично анонсировались в антологиях, начиная года с 2015-го. Но издательские жернова мелют медлительно, в особенности в случае если речь заходит об авторских сборниках неизвестных авторов, и реализовать задуманное оказалось лишь в 2018. В действительности, это кроме того прекрасно.
Выйди сборник несколько лет назад, он оказался бы совсем вторым, и далеко не факт, что я был бы им столь же доволен, как на данный момент.
В книжке 14 рассказов. По какому принципу они отбирались, и как сложно было определиться с финальным составом?
С составом я копался продолжительно. Главный критерий один: за рассказ не должно быть стыдно. Но, само собой разумеется, хотелось еще и новизны, и разнообразия. Крутил-вертел по-всякому, кроме того написал заглавия кандидатов на обрывках бумаги и тянул жребий. В итоге от данной выдумки отказался, но бумажки понадобились – отобранные я позже переставлял в различном порядке, пробуя выяснить лучшую последовательность текстов.
Выяснил. А на завершающей стадии добавил еще один рассказ и похерил к чертям целый фэн-шуй.
На страницах сборника читателей ожидают экзорцисты и бесы, колдуны и монстры, маньяки и самые простые люди. Имеется ли у тебя любимые персонажи? С кем не отказался бы выпить, а от кого предпочел бы держаться подальше?
Возможно, имеется храбрецы либо чудовища, каковые возвратятся в новых историях?
Фактически говоря, кое-кто уже возвратился. В книге присутствует собственного рода мини-цикл из двух рассказов, объединенных антагонистами,– один успел засветиться в хоррор-сообществе, а второй написан специально для сборника. Юноши просто не желали уходить.
Они до сих пор где-то в том месте, в глубине головы, а потому я надеюсь, что мы с ними встретимся еще неоднократно.
Что касается любимых персонажей, то для ответа на данный вопрос необходимо посмотреть на обложку. Ряженый вне конкуренции. Во-первых, он милаха.
Во-вторых, он олицетворяет собой все, за что я ценю хоррор как жанр: обычаи и старинные поверья, народное язычество, тяжелые шаги в темноте и рогатые маски. Что возможно красивее ветхой хорошей маски козла? Лишь вывернутый мехом наружу тулуп.
Твой конек — исторический хоррор. Не обойдется без него и в «Чёртовых пальцах». Чем тебя завлекает это направление, и из-за чего русские авторы все чаще к нему обращаются?
История полна неповторимого, броского материала, подстегивающего фантазию не хуже [censored] или других препаратов. История полна драматизма, неожиданных поворотов и мощных персонажей. История – это готовая воздух, ожидающая, дабы ее забрали и поместили в какой-нибудь ужасный сюжет. Исторический хоррор – это практически чёрное фэнтези, которое мы все любим (хоть и рассказать о подобном с неохотой) и которое очень весьма интересно писать.
Я безумно питаю зависть к авторам, талантливым сделать по-настоящему самобытную и ужасную вещь с участием менеджера по продажам либо разведенного программиста. Меня, к сожалению, куда посильнее воодушевляют домовые, деревенские ведьмы и хлысты.
Да и, в случае если честно, как бы прекрасно ни был написан рассказ об условном программисте, вероятнее ему нужно будет иметь дело с архетипами и образами, растущими из далекого прошлого. Тёмная волшебство, разнообразные демонические сущности, оборотни, привидения и неупокоенные мертвецы, безымянные чудовища и запретные ритуалы – все это в некоем смысле исторический хоррор, пускай кроме того помещенный в декорации современности. Неизменно ли имеется суть в таких декорациях?
Не уверен.
Многие авторы отечественной «чёрной» волны известны только как рассказчики. С романами пока не складывается. Как вычисляешь, возможно ли назвать это проблемой?
Необходимо ли по большому счету массово переходить на большую форму? Помнится, пара лет назад ты сказал, что чем меньше хоррор-произведение, тем оно лучше. Вывод не изменилось?
Не изменилось. Скажем так: хоррор замечательно себя ощущает в рассказе либо маленькой повести, в новелле. В романе он довольно часто теряется за бытописаниями, за драмой либо мелодрамой, отходит на второй план. Это не означает, что не существует хороших и ужасных романов кошмаров – из любого правила имеется исключения. Но база жанра – как раз рассказ. Исходя из этого Я (Я) не вижу ни мельчайшей неприятности в отсутствии романов.
Они покажутся, некуда не убегут, и будут замечательно себя ощущать. Однако на фоне постепенного превращения бумажной книги в предмет роскоши романы прекратят быть необходимой ступенью на пути эволюции автора. Интернет предлагает множество разных способов доведения текстов до читателя, без привязки к определенному количеству страниц либо авторских страниц.
Так что все у отечественной «чёрной» волны будет прекрасно, независимо от того, начнут ее адепты придумывать многотомные эпопеи либо нет.
Последние книги серии обошлись без иллюстраций, но в «Чёртовых пальцах» картины будут. Плюс роскошная обложка, которую многие признали лучшей в ССК. Поведай о живописцах, трудившихся над сборником.
Ты как-то с ними взаимодействовал, подкидывал идеи?
Да, с оформлением мне повезло. Арт для обложки сделала Татьяна Веряйская, художница с совсем космическим уровнем мастерства и таланта. «Чертовы пальцы» были ее первой работой для «АСТ», но далеко не последней – к примеру, обложка выходящего «Луна-парка» Лаймона также ее рук дело. С Татьяной мы познакомились весной 2017 года на художественном конкурсе «Штрихи Пролета», в котором она принимала участие с иллюстрацией к рассказу «Эрлэг-хан».
До сих пор не могу осознать, как ей не досталось первого места. В общем, в то время, когда обращение зашла о рисунке для обложки, я ни 60 секунд не раздумывал, к кому обратиться. Над тем, что именно должно быть нарисовано, также голову не разламывал – послал Татьяне рассказ «Ряженый», и скоро получил от нее пара эскизов. Вот тут уже было нужно помучиться, поскольку они все были хороши.
В итоге я выбрал самый «книжный» вариант и не пожалел, по причине того, что итоговый итог превзошел самые храбрые ожидания.
Что касается внутренних иллюстраций, то большинство выполнено Александром Соломиным, прекрасно привычным всем читателям серии. С Александром сотрудничать одно наслаждение – все в срок, прислушивается к пожеланиям автора, без неприятностей идет навстречу. Настоящий специалист, другими словами.
Еще одна иллюстрация – к уже упоминавшемуся рассказу «Эрлэг-хан» — нарисована Катериной Пархоменко. Эта работа также принимала участие в «Штрихах Пролета» и показалась замечательно подходящей для книги. Так что тут жаловаться не на что – все иллюстрации либо выбирались мной либо согласовывались со мной, и я всецело доволен каждой из них.
Тебя частенько возможно подметить среди участников литературных конкурсов. Фактически, кое-какие рассказы сборника имеют конкурсное прошлое. Наряду с этим бытует вывод, что состоявшемуся автору на аналогичных мероприятиях делать нечего.
Что думаешь на данный счет?
Во-первых, пологаю, что не назвал бы себя состоявшимся автором. Не знаю, в то время, когда я состоюсь и состоюсь ли по большому счету, но сейчас мне определенно имеется, чему обучаться, над чем трудиться и что совершенствовать. Конкурсы для этого – совершенная площадка. Где еще твои тексты будут столь же пристально вычитывать, выискивая в них недоработки и косяки?
К тому же и безвозмездно!
Во-вторых, конкурсы – это движуха, общение, тусовка. Не все же время сидеть перед монитором, подбирая необходимые буквы, время от времени необходимо и с людьми говорить. Конкурсы – это нужные и приятные знакомства, каковые в полной мере смогут перерасти в сотрудничество и принести ощутимые плоды.
Если бы не участие в «Чертовой дюжине», я не вышел бы на Богдана Гонтаря, и мы бы с ним не написали «Гнилых». Если бы не участие в «Пролете фантазии», обложка «Чертовых пальцев» была бы совсем второй.
В-третьих, состоявшиеся авторы на конкурсах необходимы обязательно. С ними увлекательнее, да и мотивация у остальных участников увеличивается – в случае если и не забороть, то хотя бы достойно выступить на фоне. В следствии, неспециализированный уровень текстов выходит значительно выше.
Сравнительно не так давно ты написал рассказ в соавторстве. минусы и Какие плюсы подметил для себя в таком подходе к творчеству? Будут ли еще попытки?
И в случае если да, то с кем из сотрудников желал бы поработать?
Да какие конкретно в том месте минусы? Работы в два раза меньше, а итог тот же. Помимо этого, соавтор может трезво посмотреть на идею, которая только что пришла тебе в голову и привела в дикий восхищение, и растолковать, из-за чего эта мысль – полное дерьмо. А ты можешь дать согласие либо ввязаться в спор, в котором, как положено, непременно родится истина.
Целая польза, другими словами.
Так что, да, попытки в обязательном порядке будут. У нас с Богданом имеется определенные совместные замыслы, и кое-что кроме того начато – вернее, это у него начато, у меня до тех пор пока неприятности со адекватным распределением и временем нагрузки. Посмотрим, как отправится.
С кем еще желал бы поработать? Быть может, с Владимиром Кузнецовым. Что-нибудь историческое.
Либо квазиисторическое. С безумными и паровыми машинами демонами.
В августе при твоем ярком участии на Петербургской фантастической Ассамблее пройдет особая хоррор-секция. Поведай об этом мероприятии.
Петербургская Фантастическая Ассамблея – ежегодный конвент профессионалов и любителей фантастики, проводящийся во второй половине августа под Санкт-Петербургом. В текущем году он пройдет с 17 по 20 августа в пансионате «Райвола» и будет включать в себя хоррор-секцию, т.е. комплект мероприятий (докладов и круглых столов), посвященных хоррору во всех вероятных его проявлениях: от компьютерных игр до нестандартной японской порнографии. Ну и за литературу также поболтаем точно.
Это хорошая возможность обсудить последние тенденции в жанре, лично пообщаться с мэтрами отечественной фантастики, обрасти новыми и знакомствами приятелями – и красивая тренировка для печени. Всем советую, всех приглашаю. Будет весьма интересно.
Кстати говоря, в 2012 году на Фантастической Ассамблее уже имела место хоррор-секция – и ни до, ни по окончании в России больше не проводилось ничего похожего на тематический конвент. Так что, событие в некоем смысле историческое. Шесть лет назад нас было мало, еще не существовало ни ССК, ни Апостолов Тьмы, ни Чертовой Дюжины.
В этом случае должны зажечь по-взрослому.
И напоследок — классический вопрос о творческих замыслах. Чего нам ожидать в скором будущем?
В ближайших замыслах – провалить отбор в ССК и засесть уже за соавторский текст. А дальше видно будет. Может, напишу романтическое чёрное фэнтези: «Клыки любви», «Мрак твоих пятен» либо еще что-то в таком духе.
Может, не напишу.
Благодарю за интервью, Дмитрий. Удач!
Не пропустите:
Где приобрести Чёртовы пальцы?Линия знает, сколько у черта пальцев. Может, десять, быть может – все пятнадцать. Но еще больше у черта масок, и он меняет их неизменно, являясь смертным в самых диковинных обличьях, время от времени обманчиво-красивых, время от времени – ужасных.
В данной книге собраны полтора десятка историй, в которых нечистая сила предстает во всем собственном ужасном, леденящем кровь многообразии. Не сопротивляйтесь. Разрешите Чертовым пальцам перенести вас в мир, где нет ничего, что есть тем, чем думается.