Доброй ночи и удачи
удачи и Доброй ночи (2005) / Good Night, and Good Luck.
биографический / драма / исторический
Режиссер: Джордж КлуниВ ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Джордж Клуни, Патришия Кларксон, Роберт Дауни мл., Джефф Дэниелс
Новый фильм Джорджа Клуни столь несложен, что вместо анализа заслуживает эпитетов. «удачи и Доброй ночи» /Good Night, and Good Luck/ (2005) – это умно, приятно, ностальгично, нормально, бессюжетно, изящно, добродетельно, точно. «Какие конкретно морды породистые», – сообщил кто-то на выходе. Ответ: «В цвете они, предположительно, не такие». «Не такими» они были и для Американской киноакадемии, не давшей фильму никого из рассчетных «Оскаров». Академия просто не осознала его, не въехала в сообщение времен, наслаждаясь только собственным, очень многоцветным временем («Столкновение» /Crash/ (2004), «Горбатая гора» /Brokeback Mountain/ (2005)), что эпитеты только подтверждает. Уж сравнения нет по кино…
Кадр из фильма
Не смотря на то, что вторая режиссерская работа Клуни, ретро-пейзаж эры маккартизма в черно-белых тонах, вправду сделана на любителя. Его дебют, «Признания страшного человека» /Confessions of a Dangerous Mind/ (2002), был менее несложен, но а также исходя из этого он был для всех. А «удачи и Доброй ночи» конкретно не требует политкорректного попкорна, требуя политической зрелости.
Дабы ты не тонул в ветхозаветных генералах и американских сенаторах и не сводил кино к игре в бисер. Нет, ты не обязан знать ничего, в отличие от Клуни, что обязан знать кроме того то, что у нас в 1953-54 годах был Маленков. Но вот осознавать, что почем при СССР, что – при американской, и как это транслируется из их 50-х годов и из отечественных 50-х, и какова сейчас отличие потенциалов, тебе должно быть характерно, как воздушное пространство. В противном случае неинтересно.
Осознающих наряду с этим не так, чтобы большое количество. Экзистенциально фильм – именно о том, какими мы не будем ни при каких обстоятельствах, ни при какой погоде. Что отсутствует в нас, как класс, в течении тысячи лет.
То хорошее, на чем много лет назад появилась «Америка, Америка…» и о чем Клуни счел нужным напомнить ей сейчас.
Кадр из фильма
Как хороший американец, он ненавязчив в собственных убеждениях, в душу не лезет, из-за чего фильм тем более на любителя. В случае если идеологию не педалируют, разбираться – заколебаешься, кроме того зная. Но любителю в кайф будни канала CBS, в то время, когда они «были чушь и молодые красивую несли».
Старые микрофоны, бурбон на рабочем месте, реклама сигарет «Кент», всегда поющая негритянка, полное отсутствие «эфирных территорий» с тройным кольцом охраны, «мест для буфета» и курения, где все скрываются от работы, мешковатые брюки, шелковые комбинации с кружевами, заколки-невидимки, тогдашняя их «офисная» мебель, которая у нас появилась только 50 лет спустя, маленькие мужские беседы без экивоков и все, о чем грезил Хэмингуэй. Как мы знаем, что супруга кинула.
Не обсуждается. «Твои дети взяли образование за мой счет», – не предлог для рабства дикого. По большому счету ничего не предлог для рабства. «Какой же ты еще зеленый… – По крайней мере, не красный». Клуни снял мечту Хэмингуэя о жёсткой мужской дружбе как подробнейшую действительность, отыскав ей место и точное время.
Подобным образом Герман в свое время снял «Мой дорогой друг Иван Лапшин» (1984).
Кадр из фильма
Само собой разумеется, в сравнении с «Мой дорогой друг Иван Лапшин» «Хорошей ночи и удачи» намного поверхностней и хэппи-эндистей, чисто по-американски. Но кроме того это небезосновательно. С таким лицом, похожим на легендарного тогдашнего Джорджа Сандерса (полу-русского, кстати), тяжело себе представить, что у Эдуарда Мурроу (Дэвид Стрэтэйрн) были неприятности с дамами.
Либо неприятности в быту, с примусом. У них неизменно имеется пылесос, и все настоящие неприятности – на деле. Чокнутый сенатор совсем уже обнаглел.
Это также не обсуждается. Но нужно отыскать столь правильные слова, дабы сенатора поставили на место – не комментатор Мурроу, не шеф-редактор с подачи всенародно избранного ВВП, а негромкие американцы, все жаждущие зрелищ и не ведающие Джефферсона так же, как отечественные – Маленкова. И месяцами, годами изо дня в сутки нужно изобретать эту новую точность в адекватных реакциях на все дела – на происки сенатора, недовольство руководства, неожиданности со стороны сотрудников.
Это чисто рабочая обстановка, и фильм посвящен тому, как возможно ее верно решать. Возможно. Для этого сам Клуни посмеялся над собой, изобразив в кадре косолапого медвежонка. Но очки-то на месте.
Для этого в фильм пришли Роберт Дауни-мл., Фрэнк Ланджелла, Патришиа Кларксон и Джефф Дэниэлс, в чьей команде вероятен актер по фамилии МакКарти. Хохма, что одного из телевизионщиков сыграл актер Том МакКарти, притом что сам чокнутый сенатор не сыгран. Он из ветхой телехроники вписался в кадр, чисто актер.
Что «возможно» жить, трудиться и дружить, в фильме не глобально, не всегда, но весьма ощутимо.
Кадр из фильма
Но лишь не для нас. У нас подобная обстановка видится только в куплете «Нормально, товарищи, все по местам», и крейсер «Варяг» тут же тонет. Если бы не потонул, на нем тут же начался бы шатания и разброд, с капитана сорвали фуражку, нацепили незаслуженные погоны, разграбили камбуз, нажрались денатурата, заложили соседа, которому на глаз больше досталось, и всех несогласных толкали бы под коленочки к борту, пока не подогнутся.
Вряд ли стоит обольщаться, что с CBS 1953-54 годов сравнимо отечественное телевидение, допустим, 1993-94 годов, в то время, когда, кстати, у нас вместо эры маккартизма была, напротив, полнейшая свобода. Мурроу и тогда кроме того в проекте не было. До Мурроу нам бы еще 40 лет идти через пустыню, а позже бы еще 200 лет основывать государство.
Нам это нужно?