Драма выживания
В канун Года кино российское кино не попало в номинанты Вручения Оскара. В 2014-м с Левиафаном оно появилось в пятерке сильнейших в мире, а сейчас Солнечный удар сошел с дистанции на первом же этапе.
По этому поводу было большое количество язвительных комментариев. Справедливо пишут о назревшей перезагрузке отечественного оскаровского комитета, состав которого почему-то сохраняеться в тайне. Он все пробует предугадать вкусы американских академиков и систематично попадает наугад. Не смотря на то, что опытный анализ достижений года — не игра в угадайку, а ясная совокупность эстетических параметров.
И по данной совокупности отечественного выдвиженца-2015 тяжело отнести к удачам не только отечественного кино, но и маститого автора картины. Это подтверждают и мнения большинства критиков, и голосование зрителей, из 21 миллиона затраченных долларов вернувших в кассы чуть больше полутора.
Названы лучшие сериалы 2015 года по версии Американского киноинститута
Очевидно, работа комитета испытывает недостаток в реформировании. В прозрачности и большей открытости. В освобождении от подковерных игр и в обретении эмоции преимущества. Но стоит ли так жадно относиться к оскаровской гонке? В девятке потенциальных номинантов категории Лучший фильм на зарубежном языке в текущем году нет большинства ведущих кинематографий.
Нет Швеции с ее шедевром Голубь сидел на ветке, думая о бытии, нет берлинского лауреата Убийца из Тайваня, нет Чили с его яростным антиклерикальным Клубом, нет Канады либо Испании, но имеется мало кем виденные фильмы из Иордании, Колумбии либо Ирландии. Но никто не говорит о провале выдающихся картин Андерссона, Хоу Сяосяня либо Пабло Ларраина, и никаких катастроф по этому поводу в пролетевших государствах не отмечается. Как и подозрений в политических мотивах выбора американских академиков.
Никаких скандалов. Лишь у нас.
А в это же время… Мы и не знали, что у нас снимают такое хорошее кино! — лейтмотив зрительских откликов на фестиваль русских фильмов, что каждый год проводит РГ в сети. И это святая правда: кино снимают — никто его не видит.
В это же время в данной территории невидимости уже формируется новая волна авторов, и уже предлагает кино столь самобытное и разнообразное, что, пожалуй, опережает многие европейские кинематографии. Большое количество молодых с, конечно, им свойственным оптимизмом — в кино стало больше света и воздуха. Не каждый год дарит миру такие фильмы, как Ангелы революции Алексея Федорченко — режиссер был увенчан в Риме призом Марк Аврелий будущего за весомый вклад в киноязык.
К лучшим русским комедиям многие относят такие различные картины, как Про любовь Анны Меликян и Страна ОЗ Василия Сигарева. Отечественное юношеское кино обогатилось новыми Ромео и Джульеттой в фильме Андрея Зайцева 14+. Взрывоопасные социальные процессы анализируются в картинах Побег из Москвабада Дарьи Полторацкой и No comment Артема Темникова — без шуток и бесстрашно, без поправок на дебют.
Фору Выжившему с Леонардо Ди Каприо, на мой взор, дает еще один дебют — Находка Виктора Демента с незабываемым Алексеем Гуськовым в ключевой роли. По фабуле это также драма выживания, но с полным переосмыслением всего жизненного опыта храбреца. (Первую картину заметят все, вторую — практически никто. Такова практика отечественного проката, но это особенная тема).
В Петербурге открыли Год кино
Сходу два умных фильма предлагает один из классиков отечественного кино Александр Прошкин: драму Райские кущи по Утиной охоте Вампилова и социальную комедию Охрана. Фантасмагорию Орлеан снял Андрей Прошкин. Фильм Александра Миндадзе Дорогой Ханс, дорогой Петр на материале финиша 30-х годов можно считать актуальным предупреждением нам, опять дышащим предвоенным угаром. Еще один урок истории дает Франкофония Александра Сокурова.
Хлесткий удар по министерству правды, роль которого выполняет современное ТВ, причиняет Владимир Хотиненко в Наследниках. Талантливо придуман фильм Алексея Германа-мл. Под электрическими тучами.
Примечательный ракурс взяла военно-патриотическая тема в Битве за Севастополь Сергея Мокрицкого — оказывается, возможно быть патриотами, не забывая уважать нации и другие народы.
Что приятно: внезапно возвратилось актерское кино, а с ним повысились и шансы на успех у зрителей. Бенефисным был год для Инны Чуриковой, Розы Хайруллиной, Ксении Раппопорт, Юлии Пересильд, Чулпан Хаматовой, Яны Трояновой, Елены Лядовой, Алексея Гуськова, Евгения Цыганова, Евгения Миронова, Гоши Куценко, Виктора Сухорукова, новобранца Олега Ягодина… И что совсем приятно: инициативу в новом кино удачно перехватывают режиссеры-дамы.
Вовсе не настаивая на особенном женском кино, они предлагают собственный ракурс взора на мир и занимают в киноиндустрии все более заметные позиции.
Что наблюдать в 2016-м: Семь новых фильмов отечественного производства
В кинорепертуаре так же, как и прежде большое количество прорех. И полная беда с кино для юношества и детей. Все то, что у нас пробуют выдать за таковое, в действительности снабжено возрастным ограничением 16+.
Но реально детским картинам, в большинстве случаев, отказывают в национальной помощи, они не выдерживают никаких питчингов — по причине того, что и прокатчики и эксперты пекутся о мгновенной коммерческой отдаче. И мало думают о настоящей ценности посева, что может сделать лишь детское кино — он даст урожай далеко не сходу, но это всходы будущего России.
И все же настаиваю: нет ни мельчайшего предлога комплексовать. Не каждая большая кинематография Европы может сейчас выдвинуть столько перспективных, уникальных, деятельно трудящихся талантов. Задача — не мешать им, не пробовать выстругать из вольно растущей зелени до скуки отрегулированный садик. Дать им дорогу на съемочные площадки и на экран.
И тогда вопрос о том, что кино помой-му имеется, а Оскаров все нет, — отпадет сам собой.
ранее по темеФильм Никиты Михалкова не попал в шорт-лист премии Оскар
Топ-десятка русских фильмов
Про любовь (Анна Меликян)
Ангелы революции (Алексей Федорченко)
14 + (Андрей Зайцев)
Дорогой Ханс, дорогой Петр (Александр Миндадзе)
Страна ОЗ (Василий Сигарев)
Райские кущи (Александр Прошкин)
Орлеан (Андрей Прошкин)
Побег из Москвабада (Дарья Полторацкая)
Находка (Виктор Демент)
Наследники (Владимир Хотиненко)
Топ-десятка актерских работ в русских фильмах
Инна Чурикова (Память осени)
Алексей Гуськов (Находка)
Яна Троянова (Страна ОЗ)
Евгений Миронов (Норвег)
Евгений Цыганов (Райские кущи)
Олег Ягодин (Орлеан)
Юлия Пересильд (Битва за Севастополь)
Роза Хайруллина (Норвег)
Чулпан Хаматова (Райские кущи)
Мария Коровина (Охрана)
Топ-десятка зарубежных фильмов
Юность (Паоло Соррентино)
Сын Саула (Ласло Немеш)
Голубь сидел на ветке, думая о бытии (Рой Андерссон)
Новейший завет (Жако ван Дормель)
И горы сдвигаются с места (Цзя Чжанке)
Моя мама (Джанни Моретти)
Кровь моей крови (Марко Беллоккьо)
Лобстер (Йоргос Лантимос)
Аномализа (Чарли Кауфман)
11 мин. (Ежи Сколимовский)