Фантомы (1998)
Среди писателей, которых я довольно часто и с упоением просматриваю, видное место занимает Дин Кунц. Которого в Америке именуют ни большое количество ни мало как “титаном Кошмара”. Для чего я вам это говорю? Да легко “Фантомы” – плод его, Дина Кунца, воображения.
И первое на моей памяти произведение, которое постарались экранизировать.
Сам по себе роман прекрасен. 500 с лишним страниц броского, отточенного, захватывающего чтива, аж волосы дыбом! Ожидать таких же впечатлений от кино как минимум наивно. Но и проигнорировать грех. Тем более что за сценарий отвечал сам Кунц, да и другие условия были на уровне.
Бен Эффлек, Питер О’Тул, Роуз Макгован, Лив Шрейбер – по-моему, в полной мере достойно.
А начинается всё так. Врач Дженнифер Пейли привозит на свою квартиру в мелкий город Сноуфилд, штат Колорадо, собственную младшую сестру, малолетку Лизу. Девушек поражает необычная тишина, охватившая полная неподвижность и местность чего бы то ни было в селения. Казалось, что город уснул, кроме того не присев на кроватное ложе.
В зданиях горел свет, колыхались шторы, из труб валил дымок, говорящий о работе кухонных печей. Но самой жизни видно не было. Не то, дабы лишь людей, но и птиц, кошек, псов.
Дженни вошла в дом. На плите подготавливалось какое-то блюдо, но самой экономки след простыл. Дженни прошла дальше и отшатнулась. Хельга беспомощно раскинулась на полу. Она была мертва. А на теле – никаких следов насилия. Дальше – больше.
Автомобили не заводились, телефон не трудился, шалило электричество. Чертовщина какая-то.
Дженни и Лиза пошли в полицию, попутно заглядывая в близлежащие дома. Все, кого они обнаруживали, по внешнему виду мало чем отличались от Хельги. И не было никаких объяснений произошедшему. Как словно бы смерть наступала без видимых обстоятельств – и забирала с собой чью-то душу. В большинстве же собственном тела и вовсе отсутствовали.
Что не имело возможности ввести девушек в заблуждение – в Сноуфилде билось лишь 2 сердца, и это знание было полностью.
Действительно, немногим позднее их стало 5. Шериф с ассистентами, заподозрив неладное, прибыл на место собственной юрисдикции. Но остановить Зло они уже не могли. Вездесущее и бессердечное оно продолжило собственную кровавую жатву.
Только один человек во всём свете знал о его существовании и разбирался в предмете – врач Тимоти Флайт. И только с его именем связывалась какая-то надежда на спасение.
Не буду лгать, авторитет книги был довольно большой, и он давил. Я честно пробовал преодолеть это давление, и должен признать – до конца не удалось. Но кое-что подметить мне выяснилось по силам. Во-первых, не через чур успешный кастинг. По-настоящему оптимален лишь Лив Шрейбер в роли отморозка Стю Уоргла. Вот тут чувствуется и индивидуальность, и какой-никакой масштаб. Понравилась и Джоанна Гоинг (Дженни).
Она хотя бы выглядит тем, кого играется – доктором. Неоднозначен Питер О’Тул в роли Тимоти Флайта. Аморфный он какой-то, скользкий.
Его храбрец, скажем так, не убеждает.
Роуз Макгован никак тянет на 14-летнего ребёнка. Её наружность очень разнится с поведением. Как мне думается, выступает она тут больше для количества.
Кошмарен Бен Эффлек. Ещё молоко на губах не обсохло, ну какой из него шериф? Нет ни стати, ни авторитета.
О соответствии книжным персонажам обращение в этом случае не идёт. Оно мало. А сами действующие лица – безлики.
Кроме того то малое, что нам делается известно о храбрецах по ходу ленты, не разрешает их осознать и полюбить.
Небольшой хронометраж “Фантомов” не содействует раскрытию сюжета и образов. И уж совсем лишает нас предыстории. Недочёт информации ощущается неизменно и достаточно остро. Кунц режет собственную книгу с маниакальной жестокостью, оттяпывая куски один массивнее другого. То, что остаётся в итоге от романа, возможно охарактеризовать словами “кот наплакал”.
Дыры местами так велики, что теряются связи. И не знаешь, что тут и к чему.
Но атмосфере страха это не мешает. Она появляется, да просто не может не появиться. Не такая, само собой разумеется, безграничная, как в новелле, но в полной мере достаточная для неискушённого зрителя, дабы поддаться её влиянию.
Так что собственную функцию режиссёр Джо Чэппелл делает.
Хуже со эффектами. Снова же для тех, кто воображает, о чём идёт обращение. Не будь к тому времени второго “Терминатора”, я бы на данный момент молчал.
А ведь “Судный сутки” вышёл в 1991-ом, за 7 лет до “Фантомов”. Идею с жидкометаллическими превращениями возможно было бы с успехом приспособить и к нынешней обстановке. Тогда бы всё смотрелось по-иному. Но такие вещи стоят больших денег. “Miramax” не счёл нужным их заплатить…
И вышло вот это. Корявая репродукция, жалкая поделка, картонный макет. Одним словом – суррогат. Тот, кто незнаком с писателем, быть может, и не почувствует утраты – ну, простой, средненький триллерок. Фанаты же Кунца ужаснутся.
Согласиться, мне их жаль. Их… и себя.