Фаренгейт 9/11

Сенсацией дня в Российской Федерации стал фильм «Фаренгейт 9/11»

На экранах России – скандальный «Фаренгейт 9/11». Лишь в Москве он вышел на 24 экранах – рекорд для документального кино. В чем-чем, а в умении себя раскручивать Майклу Муру не откажешь.

Кадр из фильмаФаренгейт 9/11

Говорят, он обходится без имиджмейкера. И в случае если известная кепка Лужкова – плод кропотливых психотерапевтических расчетов, то вечная бейсболка и чёрные очки Мура – свидетельство точной интуиции опытного иллюзиониста. На фестивале в Канне, где он взял Золотую пальмовую ветвь, ему кидались целовать пыльные сандалеты.

Массовый обморок удался.

Он четко сечет любую конъюнктуру. Осознаёт, где тёплые точки общества. Война в Ираке, массовая смерть американских армейских неясно за что – все это поставило нынешнего аммериканского президента под обстрел критики.

Цепким взором кинематографиста Мур осознал, что кроме того в президентском экстерьере (низкий лоб, узко поставленные глаза, туповатая манера себя вести) заложен признательный материал для кинематографической демагогии. По причине того, что из всех киноумений Мур более всего обладает мастерством монтажа. Его основное оружие было изобретено в Российской Федерации в 20-х годах и названо «эффектом Кулешова».

Сущность его вот в чем.

Кадр из фильма

В случае если склеить кадр радующейся дамы с кадром младенца, окажется ласковая мама. В случае если тот же кадр дамы склеить с кадром окровавленного трупа, выйдет сильный образ людской цинизма. А вдруг вторым кадром поставить Аполлона Бельведерского – дама будет восприниматься зрителем уже как узкий ценитель искусств.

Монтаж – средство манипулирования зрительским восприятием. База киноязыка. Метод выразить что-то такое, что выше каждого кадра в отдельности, – появляется идея, тенденция, образ.

Сила монтажа еще и в том, что он владеет высокой степенью безусловности, как бы достоверности, практически документальности. И тут имеется для зрителя скрытый подвох: потому, что любой кадр в отдельности документален, то и склейка зрителю также думается неопровержимым документом.

На этом эффекте выстроен целый фильм Мура. Вот Буш сидит перед детками в какой-то школе, умиленный и расслабленный. Монтаж: в данный миг в башню торгового комплекса врезается самолет. Монтаж: Буш все сидит, радуется.

Монтаж: башня дымится, пылает, оседает, рушится. Монтаж: Буш все сидит, причем с младенчески невинной ухмылкой на устах. Зритель эмоционально уже раздражен – тут такие дела, а президент радуется и ничего не предпринимает. Он сидит кроме того по окончании того, как ему на ухо шепнут о произошедшем.

Лицо каменеет, секунды кажутся вечностью: нация в опасности, а президент ничего не предпринимает, и зритель уже практически взбешен.

Кадр из фильма

Кино действует на эмоции. Рассуждать будут позже, и далеко не сходу, далеко не всем придет в голову несложная идея: а что тут для того чтобы? Президент в школе в обязательном порядке будет радоваться. А в то время, когда определит о трагедии, то неизбежно, как любой человек, переживет шок. Но продемонстрировать этого перед детьми запрещено – из этого окаменевшее лицо.

И секундомер, что Мур дает на экране, дабы тот отсчитывал мгновения, пока Буш сидит и думает, в действительности ничего не свидетельствует. Буш и обязан лихорадочно думать, что сейчас предпринять.

Уморительные куски картины связаны с кадрами, где Буш на отдыхе у себя в Кэмп-Дэвиде. Резвится, играется в гольф, смеётся. Мир рушится – а он, осознаёшь, с клюшкой.

На таких подставах выстроен целый фильм. Из таких подстав получается, что Буш не просто посредственный президент, но и пособник терроризма, чуть ли не сообщник бен Ладена.

В случае если Мур на следующий день осознает, что ему удачнее переметнуться на сторону Буша, он легко, при помощи того же «результата Кулешова», сделает из Буша ангела. Не просто так его сравнивают с Лени Рифеншталь – известной германской документалисткой, которая, манипулируя документальными кадрами, умело и талантливо продемонстрировала Гитлера светочем и отцом нации цивилизованного мира.

Способы те же, не смотря на то, что уровень таланта несопоставим: Рифеншталь делала важное мастерство, а Мур лишь и может, что монтировать и провоцировать. Он не более живописец, чем Сергей Доренко.

Кадр из фильма

Мура уже неоднократно ловили в американской печати на том, как легко и скоро в зависимости от пользы он меняет собственные убеждения. По свидетельству публициста Кристофера Хитченса, еще в 2002 году на протяжении дебатов на фестивале в Телурайде Мур кроме этого пылко отстаивал невиновность Усамы бен Ладена. Сейчас в его фильмах бен Ладен воплощение мирового зла, по причине того, что с ним якобы сотрудничает Буш.

Оружие Мура – не факты. Его оружие – ирония, сарказм, априорная неприязнь к политическому сопернику. И он кроме того не скрывает открыто агитационной роли собственной картины в избирательной кампании – соперников Буша он снова же априорно и беспочвенно выставляет как спасителей Америки.

И можно только предпологать: он честно так думает либо прекрасно проплаченный политкиллерский плакат?

У думающего зрителя от «Фаренгейта…» остается очень неприятное послевкусие – как будто бы искупался в сточных водах. Но скандал всегда был лучшей рекламой – к канализационному люку не зарастает народная тропа.

Фаренгейт 9/11


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: