Фаворит

фаворит

В последних числах февраля 2004-го года, в сутки церемонии вручения призов Американской Академии киноискусств, Первый канал преподнёс своим зрителям превосходный презент, всю сокровище которого я почувствовал лишь на данный момент.

Тогда мне не удалось взглянуть одну из лучших картин 2003 года, главного неудачника ночи “Вручения Оскара”, семикратно номинированного, но не взявшего ни одной статуэтки. Но, неудачниками в тот год были все по вине последнего “Властелина колец”, собравшего все сливки в Кодак-центре.

Но обращение на данный момент не о нём, а о ленте Гэри Росса “Фаворит” (Seabiscuit).

“Seabiscuit” – это Сухарь. Так кликали скаковую лошадь, около которой разворачиваются все главные события в фильме, поставленном по одноимённой книге Лауры Хилленбранд.

Великая депрессия первой половины 20-го века в Америке. Экономика переживает тяжёлые времена, миллионы людей выясняются выкинутыми на улицу, производство уменьшается, стоимость повышаеться. Выжить в твёрдых тисках замечательного финансового кризиса удаётся единицам.

В их числе – удачливый предприниматель Чарльз Ховард (Джефф Бриджес), сколотивший приличное состояние на ремонте и усовершенствовании машин “Форд”.

Очень показателен и занимателен сам процесс перерождения небольшого частника в акулу громадного бизнеса.

Лето, зной, зашоренная мастерская по ремонту велосипедов. Её единственный работник и владелец в одном лице парится на крылечке в ожидании заказов. Рядом останавливается новенький “Форд”, шофер которого, не видя громадной отличия между велосипедом и своей тачкой, предлагает Чарльзу покопаться в его машине и устранить небольшие неполадки.

Больше от праздного любопытства и безделья, чем от близости и предчувствия громадной победы, тот соглашается и открывает для себя новый мир. Мир моторов, лошадиных сил и бензина.

Сами лошади придут к Чарльзу Ховарду позднее, сперва в качестве хобби, а позже – удовлетворения источника и дополнительного дохода собственных великосветских наклонностей. Но это будет позже, а до тех пор пока Сухарь – всего лишь строптивая маленькая лошадка с хорошей родословной, чей нелёгкий нрав довёл хозяев до белого каления. И в то время, когда вопрос “А не израсходовать ли на неё пулю” стал всё более актуальным, подвернулся Джон Поллард (Тоби Магуайр).

Гениальный и противоречивый, хороший и резкий, бесстрашный и невезучий, любящий Шекспира, бокс и лошадей. За что бы не брался Джон, дело спорилось, любо-дорого взглянуть. А итог неизменно один – ожесточённое, обиднейшее поражение.

Репутация довольно часто идёт впереди человека, а неудачники отпугивают потенциальных работодателей. Вот и перебивается юноша случайными доходами.

На что живёт Джон Поллард нам ясно, а вот каково безработному коневоду Тому Смиту (Крис Купер)? Том – отшельник, немногословный, безмерно преданный собственному делу человек. В округе его вычисляют чокнутым и обходят стороной.

Эти трое (Чарльз Ховард, Том Джон и Смит Поллард) нашли друг друга, увидели, объединились, стали командой, одной громадной семьёй. А лишь в единении, мобилизации всех сил, фанатичной увлеченности, преданности собственному делу и кроется источник великих побед.

“Фаворит” – не о скачках, жокеях и лошадях, не смотря на то, что всего этого хватает. Он о доброте, человечности, силе воли, доверии… Да, что перечислять! Он обо всём хорошем, что имеется в нашем мире с поправкой на данную конкретную обстановку.

Тут нет злодеев, как нет молочных рек с кисельными берегами. Нет безукоризненных, прилизанных супергероев, крокодиловых слёз и голливудских улыбок.

Мы видим прекрасную, увлекательную и чистую историю из судьбы настоящих людей, историю преодоления, победы над событиями, соперниками, самим собой. Возможно, мало идеализированную, но совсем не отталкивающую, не просчитанную, не подогнанную под стандарты.

Именно по таким-то стандартам в любом похожем фильме имеется амурная линия. В “Фаворите” её нет! Какое счастье, что наконец-то стало некому жалеть искалеченного главного храбреца и осыпать его мокрыми от слёз поцелуями, некому вешаться на шею неулыбчивому Тому Смиту и задирать юбки в пропавших сеном конюшнях.

Видеть такое уже опостылело. Не все люди однообразные, не все живут одной судьбой, не все имеют однообразные приоритеты. Не у каждого мужчины в какой-то момент времени имеется дама (возлюбленная), и не все они озабочены её сиюминутным отсутствием.

Задача кино, как мне думается, состоит не в том, что задушить зрителя реализмом и вытолкнуть на экраны всю правду-матку. Куда ответственнее – нести оптимизм, приобщая к красивому, дарить мечту. Фильм Гэри Росса делает это.

“Фаворит” радует глаз, поднимает настроение, успокаивает душу. Он не несёт интриги, легко предсказуем в главные моменты, и, однако, доставляет мало с чем сравнимое наслаждение.

Хорошие актёры (Тоби Магуайр, Джефф Бриджес, Уильям Мэйси) играются легко превосходно, хорошие (Крис Купер) – великолепно. Любой из них – старателен, обстоятелен, любой – на своём месте.

А вы? Где на данный момент вы? В то время, когда идёт “Фаворит”, ваше место – у телевизора.

КУБОК ФИФЕРОВ I ФАВОРИТ VS АКУЛ


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться