Герой (1992)
Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в отечественной столице, ищут в далеком прошлом, но не смогут отыскать парня какого-либо лет двадцати…
Не забывайте это стих времён социализма (C. Маршак)? О скромном парне, ринувшемся в пламя за ребёнком, спасшем его и растворившемся в толпе.
О героизме, самопожертвовании, отваге, бескорыстии. О лучших человеческих проявления.
“Храбрец” – это что-то подобное. Фильм, созданный 16 лет назад, в 1992-ом, Стивеном Фрирзом, как вы уже осознали, не имеет ничего общего с одноимённым шедевром Имоу Чжана, выпущенном десятилетием позднее. Вторая страна, второй жанр, другие цели.
В первый раз я взглянул его в середине девяностых и был сражён. Заметив опять – захотел. А захотев – забрал.
Берни Лаплент – жалкий человечишка. зануда и Неудачник. Небольшой вор. Убожество, антисоциальный элемент. Вся его жизнь – одна громадная неприятность. Низкооплачиваемая неквалифицированная работа, где его разве что терпят, переполненная презрением бывшая супруга с сыном Джоуи, дышащая на ладан машина, недорогая квартирка с задолженностью по оплате и твёрдый недостаток денежных средств. Он может и жил бы честно, но потребность… Исходя из этого и тащит всё, что подвернётся под руку. И попадается на этом.
Раз за разом.
Сейчас Берни Лапленту угрожает колония. Его наконец-то признали виновным.
Маленькая отсрочка выполнения решения суда, залог и Лаплент на свободе. Судья ещё может пересмотреть ответ, в случае если… Да кто его знает, что. Юрист рекомендует посетить сына, добыть чёрта с места работы – внезапно выгорит.
Берни направляется к Джоуи и попадает в центр грозы. Его колымага глохнет, а с неба вместе с дождём падает пассажирский лайнер. Вынужденная посадка на окраине у самого носа Лаплента.
Берни озирается, видит голоса и дым из-за двери: “Люк заклинило, помогите кто-нибудь!” А около никого.
С громадной неохотой (ещё бы – по грязи и лужам в 100 долларовых туфлях) Лаплент направляется к самолёту. Откупоривает створку и оказывает помощь раненым. Извлекает застрявших, выводит травмированных. В уже опустевшем салоне он подмечает девушку. Она – без сознания, рядом сумочка.
Лаплент забирает трофеи, приводит в себя пострадавшую и пробирается с ней к выходу. Всё, спасены!
И лишь тут Берни подмечает, что утратил ботинок. Раздосадованный, он отдаёт и второй подвозившему его бомжу.
Люди приходят в себя, и знают, что произошло неординарное, практически чудо. И оптимальнее– ведущий репортёр 4-го канала Новостей Гейл Гейли. Она желает отблагодарить спасителя, этого Ангела 104-го рейса.
Но как? Всё, что от него осталось – мутный образ и туфелька заляпанного грязью юноши. Канал обещает приз в 1 миллион баксов за одно лишь интервью таинственного “мистера Золушка”.
Толпы претендентов заполоняют коридоры студии, а подлинный храбрец сидит в каталажке (его снова загребли за сбыт ворованных кредиток) и ни о чём не подозревает. В то время, когда же Лаплент освобождается, делается поздно. Искомый претендент найден. Удивлённый Берни наблюдает на экран и видит того самого бродягу, что вывез его с места аварии – Джона Баббера. Лаплент возмущён, он жаждет разоблачения. Но поезд, увы, ушёл.
Телевидение раскрутило собственного храбреца, публичное вывод забило стрелки. Баббера боготворят, ему верят. А Лаплента с его девизом “Не высовывайся” кроме того собственные не принимают всерьёз. Знали бы они…
“Храбрец” – очень содержательный и злободневный фильм. Редкий, искренний, проникновенный. И вовсе не ветхий, как может явствовать из анкетных данных, а проверенный временем. Преисполненный мудрости, человечности и доброты.
Не лишённый некоторого очарования и юмора.
Он, само собой разумеется, не совершенен. К нему имеется вопросы, маленькие претензии (по большей части касательно завершающей части общей напыщенности и повествования фона), но никаких обид быть неимеетвозможности. Кроме того пафос, неизменно сопровождающий понятие “героизм”, не выбивается из-под одежды, не главенствует, не давит.
В ленте практически нет назидательности, нравоучений. Имеется ненавязчивое обсуждение, диалог, дискуссия. О природе людей, обществе, моральных сокровищах.
Имеется меткие фразы, верные мысли, эмоциональные всплески. “Храбрецы среди нас”, “дабы быть человеком, не требуется быть храбрецом”, “сделай мир чуточку лучше” – слова хорошие и верные. К ним стоит прислушаться.
Воплощение также на уровне. Фрирз – режиссёр умелый и заслуженный, специализирующийся на драмах. “Храбрец” – одна из лучших его работ. И не смотря на то, что картина несёт на себе печать времени (заметны характерные изюминки плёнки тех лет), наблюдать её необходимо. “Храбрец” – фильм для сердца.
Не желаю заявить, что тогда кино было лучше, но чище – конкретно. Да и заметить молодых Джоан Кьюсак, Энди Гарсию, Дастина Хоффмана и Джину Дэвис – определённо, стоит. Играются они на зависть многим. А как, всё-таки, прекрасна Джина! Её лицо – как будто бы открытая книга.
Весьма хорошая актриса, жаль, что на данный момент не снимается.
Но во главе всего этого действа стоит всё-таки не она, а великий Дастин Хоффман. Следить за его игрой – удовольствие. Тем более что мелкие люди, изгои – его конёк.
Берни Лаплент – потрясающий персонаж! Благодаря стараниям Дастина. Хоффман играется не только лицом, но и каждой частичкой собственного тела. Высказывает позами, жестами, мимикой.
Неповторимый актёр!
И фильм, само собой разумеется, неординарен. Не обойдите его своим вниманием. Вам будет, о чём поразмыслить.