Горт сходит на землю
Лучшее на DVD: уникальная версия «Дня, в то время, когда Почва остановилась», ураганные неприкаянный «Мистер» и японские «Вороны Одиночество» американского анфан-террибля Хармони Корина.
Сутки, в то время, когда Почва остановилась
«Сутки, в то время, когда Почва остановилась» /Day The Earth Stood Still, The/ (1951)
США, 1951
Режиссер: Роберт Уайз
В ролях: Майкл Ренни, Патриция Нил, Хью Марлоу, Сэм Джаффе
«Двадцатый Век Фокс»
В славных 50-х над США шныряло большое количество неопознанных объектов с целыми делегациями роботов и пришельцев с мигающими лампочками. В историю кино, но, попали лишь избранные: умный инопланетянин Клаату и грозный робот Горт.
В нескончаемой череде римейков золотой голливудской классики, в большинстве собственном вялых и посредственных, имеется собственная хорошая сторона: это хороший предлог пересмотреть оригиналы. Роберт Уайз взялся за научно-фантастическую историю о инопланетянине, приземлившимся в центре Вашингтона, за десять лет до прославившей его «Вестсайдской истории» /West Side Story/ (1961), но уже набравшись опыта в боксерском нуаре «Подставленный» /Set-Up, The/ (1949), в культовых «Похитителях тел» и за монтажным столом «Гражданина Кейна» /Citizen Kane/ (1941) (сам Орсон Уэллс признавал, что многими собственными «изобретениями» обязан как раз ему). Сняв пацифистский фильм в апогей эры маккартизма, Уайз очень сильно рисковал собственной карьерой, тем более, что это был не бюджетный трэш с летающими блюдцами, какой в то время производился пачками, а дорогая студийная постановка, воздействие которой происходит в двух шагах от американского Конгресса.
Но настоящей новацией фильма стал дизайн: придуманное Лайлом Уиллером («Унесенные ветром» /Gone With The Wind/ (1939)) НЛО вся позднейшая кинофантастика так и не смогла усовершенствовать – ни снаружи, ни в: прошло полвека, но от всего этого хозяйства до сих пор веет какой-то инопланетной разработкой. А в то время, когда по пандусу летающей тарелки, под слепящим солнцем и тревожный терменвокс композитора Хичкока Бернарда Херрмана на землю сходит известный робот Горт, в тени шедевра покуривает не только римейк с Киану Ривзом, но кроме того Кубрик с Лукасом.
Вороны Начало
«Вороны: Начало» /Kurozu zero/ (2007)
Япония, 2007
Режиссер: Такаши Миике
В ролях: Сюн Огури, Кёсукэ Ябэ, Мэиса Куроки, Такаюки Ямада
«Кармен Видео»
Поклонники Такаши Миике отсматривают любой его фильм, и работа у них тяжелая, поскольку в год маэстро может разродиться семью-восемью шедеврами, и не редкость так, что ни один из них нельзя рекомендовать широкой публике. Но и на их улицу заглядывает солнце: «Вороны» – один из лучших фильмов 2007 года, и советовать его тем более нужно, что он остался в тени более не сильный, но фестивального «Сукияки Вестерн Джанго» /Sukiyaki Western Django/ (2007).
Само собой разумеется, по восемь фильмов в год, как на рубеже нулевых, Миике в далеком прошлом уже не делает, но из тех трех, каковые вышли в 2007-м, на конкурс в Венецию необходимо было отправлять не скучноватый лапшичный вестерн, а ураганных «Воронов». По окончании успешной «Войны гоблинов», снятой на студии «Тоэй», Миике посолиднел и народную мангу-бестселлер Хироси Такахаси про войны школьных кланов экранизировал уже на «Тохо», продемонстрировав, что может оставаться таким же безумным аутсайдером, осваивая толстые бюджеты. Основное в «Воронах» – кроме того не превосходно поставленные драки, режиссерский задор и совсем не комиксная мораль, но то, что кино еще не растеряло свойство порождать новую мифологию, а не пережевывать в сотый раз прежние сказки сказки.
Господин Одиночество
«Господин Одиночество» /Mister Lonely/ (2007)
Англия-Франция-Ирландия-США, 2007
Режиссер: Хармони Корин
В ролях: Диего Луна, Саманта Мортон, Дени Лаван, Вернер Херцог, Джеймс Фокс
«Кино без границ» / «Настроение»
В случае если по окончании фильма Уайза хочется освежить в памяти всю ветхую американскую Sci-Fi, а по окончании «Воронов» – самурайскую классику, якудза-фильмы Киндзи Фукасаку и парочку азиатских хитов про восточные единоборства, то по окончании «Мистера Одиночества» освежать в памяти необходимо всего одну, но крайне важную картину – «Гумо», снятую Хармони Корином в 1997-м.
Отдельные кусочки «Гумо» попадаются в последнем фильме Корина, но по этим осколкам совсем нереально осознать, как данный киновундеркинд и анфан-террибль середины 90-х сумел перепахать заскучавшего было Гаса Ван Сэнта, резво обскакать Ларри Кларка, породить Тодда Солондза и еще кое-кого по мелочи. Идеи, каковые Корин положил в собственного «Мистера», превосходно трудились посередине кукурузного американского районного центра, но, будучи пересаженными на европейские суглинки – в Париж и на бугры Шотландии, где происходит воздействие второй части картины, кориновские неприкаянные фрики скуксились.
Похоже, что экзотичные режиссеры, как и растения, могут цвести лишь в определенном месте. В большинстве случаев – родном. И янки Корину не нужно было влезать в теплицу европейского арт-хауса совершенно верно кроме этого, как и французу Гондри ломится на ранчо американских «инди».