Хроника. рецензия
Загнивающий Запад научил нас, кроме другого, обрисовывать фильмы способом плохо торопящегося пиарщика, по несложной формуле A=B+C. Воспользовавшись данной формулой, художественный фильм Хроника возможно обрисовать кратко как Хранители встречают Монстро либо (чуточку другой вариант) как Кэрри встречает Репотраж. Это реалистический взор на тему суперменов, поданный в актуальной стилистике мокьюментари.
Мысль сама по себе хороша, недурна и ее реализация — особенно в случае если учесть, что для режиссера Джошуа Транка, как и для сценариста Макса Лэндиса (обоим по 26 лет), это дебют в полном метре. Вместе с тем в бочке меда имеется и пресловутая ложка дегтя, которая, нужно сообщить, портит целый кайф от просмотра.
Мы знакомимся с Эндрю (хорошая роль Дэйна ДеХаана), неудачником-изгоем с полным комплектом проблем как в личной судьбе (тяжело больная мать, выпивающий папа, злые соседи), так и в школе (издевательства однокашников, отсутствие настоящих друзей, обречённость и вечный страх на девственность). Эндрю берёт себе камеру и словно бы бы сливается с ней. В то время, когда единственный его приятель, изучающий философию (Шопенгауэр, Платон) двоюродный брат Мэтт подмечает, что отечественный храбрец словно бы бы скрывается за камерой, применяя ее как барьер между собой и окружающим его миром, Эндрю откровенничает: Возможно, мне и нужен таковой барьер.
Появлявшись на вечеринке, Эндрю снимает всех около, приобретает в шнобель от бойфренда одной из танцующих девушек и в расстроенных эмоциях покидает мероприятие, дабы погоревать над собственной незавидной судьбой вечного парии в одиночестве по деревом. Тут его и находит школьный спортсмен и кандидат на пост президента школы, темнокожий Стив.
Выясняется, Стиву пригодилась камера, по причине того, что он с приятелями обнаружилпустыре поблизости какую-то дыру в почве, из которой иногда доносятся необыкновенные звуки. В то время, когда наплакавшийся Эндрю со Стивом приходят к загадочному провалу, в том месте их поджидает лишь Мэтт — другая молодежь отправилась радоваться дальше. Втроем юноши спускаются вниз. Правильнее, делают это, без оглядки на панические возражения Эндрю, двое его пьяных друзей, а он просто должен последовать за ними.
Внизу они выявляют непонятный тоннель, в конце которого брезжит свет, но свет очевидно необыкновенный (быть может, неземной? — фильм не дает нам ответа на данный вопрос). В то время, когда парни начинают изучать источник света, то активируют некие силы, камера отключается, а в то время, когда съемка стартует, мы определим, что у троицы показались сверхчеловеческие свойства.
Что будет, в случае если пара простых школьников нежданно-негаданно превратятся в суперменов? Ничего хорошего, в случае если коэффициент умственного развития на троих будет равняться (без оглядки на Шопенгауэра и другое) ай-кью Бивиса либо обычного персонажа молодежного ужастика — то бишь будет значительно ниже среднего. Вряд ли Джошуа Транк и компания желали продемонстрировать собственных храбрецов такими тупыми, но в итоге оказалось как раз так, и это сильно портит неспециализированное хорошее чувство.
То, что сначала юноши применяют собственные новые возможности для озорных шуточек и мелкого хулиганства (задрать юбку у стоящей в десятке метров от них девчонки, переставить машину с одного места парковки на второе) — в этом, само собой разумеется, имеется собственная логика. Но согласитесь, что очень необычно выглядит, в то время, когда человек, цитирующий мыслителей с мировым именем, честно недоумевает, в то время, когда приятель говорит ему, что возможно бы сделать и что-то большее, чем кидать силой мысли камешки в воду.
Загадочная дыра в почве выясняется засыпана, в то время, когда юноши возвращаются на это место, но никому из них не приходит в голову силой мысли разобрать завал, не смотря на то, что они уже обучились левитировать предметы, а немногим позднее и самих себя. О том, что его новые возможности смогут оказать помощь ему спасти мать, Эндрю вспоминает только в то время, когда та уже находится при смерти, а до этого максимум на что его фантазии хватает — это поотрывать лапки паучку либо силой мысли развернуть родительницу с одного бока на другой. Ну а в то время, когда парнишка решается-таки добыть денег на лекарства для мамаши, то делает все так довольно глупо, мелко и невпопад, что заканчивается выдумка легко трагедией и дичайшим провалом.
Да, с логикой у храбрецов огромные неприятности и именно это есть самым главным, решающим недочётом фильма. В остальном все весьма и отлично. При бюджете в 12 миллионов долларов картина радует эффектами — они существенно лучше, чем в том же Монстро, их много, а кое-какие сцены оставляют легко неизгладимое чувство.
Нельзя не оценить рвение создателей картины насытить ее психологизмом — в этом смысле Хроника больше есть важной драмой, чем сугубо развлекательным кино и в отечественных глазах это явный плюс. Особенно удачно проработан образ Эндрю, по сути — нам наглядно показывают как обозленный на всю землю затюканный неудачник преобразовывается в маньяка-социопата.
В случае если старуха Кэрри, найдя в себе способности к телекинезу, реализует их для мести однокашникам за насмешки и издевательства, то Эндрю подводит все это под некое подобие философии, характерной как раз серийным убийцам: начинает мнить себя высшим существом, альфа-зверем. Неудачный сексуальный опыт, издевательства и семейные проблемы над животными — все то, что в большинстве случаев не редкость исходными посылками в формировании личности маньяков наподобие Чикатило и Дамера, присутствует и в жизни Эндрю, исходя из этого его преображение в монстра в полной мере реалистично и соответствует неспециализированной концепции этого кино.
Однако создатели очевидно желали позвать в нас жалость по отношению к бедняге, но, думается, зашли слишком далеко и сделали его скорее легко жалким, нежели вызывающим отечественное искреннее сочувствие. Тяжело честно сопереживать человеку так трусливому, глупому, слабохарактерному и внутренне злобному.
Да, нельзя одобрить отца, что избивает Эндрю, но частично его можно понять — у него умирает супруга, все деньги уходят на лекарства для нее и на выпивку, а сыночек все время где-то шляется, исчезает, к тому же и открыто лжёт папаше. В этом замысле самая серьёзная сцена всего фильма, как нам представляется, — в то время, когда папа сидит у койки потерпевшего по собственной глупости сына в поликлинике. В то время, когда мужчина ревет — Эндрю не реагирует, пребывав в беспамятстве.
Но в то время, когда искреннее горе родителя преобразовывается в гнев по отношению к сыну, которого (в неспециализированном-то, не без оснований) папа винит в смерти жены — от тогда у Эндрю совсем сносит крышу, а сам Эндрю начинает уничтожать все и всех около. Учитывая, что сейчас на счету храбреца-антигероя уже много погубленных, а также совсем ни в чем не повинных людских судеб, осознать и забыть обиду ему то, что он творит, тяжело.
Два вторых супермена, Мэтт и Стив прописаны не столь шепетильно и являют собой ходячие (время от времени летающие) штампы: умнеющий на глазах, перевоспитывающийся и меняющий жизненные приоритеты рубаха-парень и обычный школьный фаворит, душа любой кампании. Однако, симпатии отечественные очевидно на их стороне, поскольку оба, без оглядки на очевидную глупость того, как они применяют показавшиеся у них сверхвозможности, сохраняют в себе человечность и ни разу не заставляют усомниться в собственной положительности.
Как ни необычно, но это идет в разрез с неспециализированным смысловым посылом картины. Нам помой-му желали продемонстрировать, что в случае если дать простым мальчишкам свойства супергероев — ничего путного из этого не выйдет (как в Хранителях, да). На деле же выходит, что два простых парня остаются хорошими ребятами (один кроме того делается лучше, чем был), а единственный из троицы парень не совсем простой изначально (как мы уже увидели выше, предпосылки к превращению Эндрю в социопата имелись задолго перед тем, как у него появились телекинетические навыки) скоро идет по нисходящей и деградирует от забитого неудачника до всесильного идиота и состояния безумного.
Да, Хроника, к сожалению, оказывается фильмом не совершенным — не смотря на то, что имела потенциал стать легко шедевром либо как минимум культовым кино на все времена. Но и неудачей, провалом, отстоем ее никак нельзя считать. Во-первых, чисто с технической точки зрения она снята весьма и отлично.
Мокьюментари тут ближе как раз к Репортажу и Монстро — другими словами за всей внешней псевдо-документальностью всегда чувствует умелая рука режиссёра и оператора. Благодаря тому, что персонажи частенько левитируют саму камеру, в ленте не так уж и большое количество раздражающей трясучки, планы и ракурсы бывают очень художественны и необыкновенны. Эффекты хороши всяческих похвал, игра актеров — на уровне.
Во-вторых, фильм заставляет задуматься как на протяжении просмотра, так и по окончании, что возносит его выше стандартной голливудской продукции. Что же касается логических нелепостей и ляпов, то, увы, приходится с этим согласиться. Ложка дегтя портит сладость меда.