Экзамен. рецензия
Негромко и незаметно в отечественный прокат вышел (на очень маленьком числе экранов) фильм англичанина Стюарта Хэзелдайна Экзамен. Кино недорогое, кино без звезд (самый узнаваемый среди всех исполнителей — Колин Сэлмон — может похвастать участием в Обители зла, во второстепенной роли, да, фактически, и для мистера Хэзелдайна это до тех пор пока единственная режиссерская работа). Кино, возможно, не для всех.
И, однако, это очень хороший фильм, что мы потом будем по большей части хвалить.
Зритель со стажем (и вкусом к подобного рода проектам) точно увидит созвучие заглавия Экзамен второму психотерапевтическому — я бы кроме того сообщил психо-социальному -триллеру из Европы: ассоциации с германским Опытом появляются и конкретно на протяжении просмотра. Оливер Хиршбигель в 2000-м году поведал нам историю о группе простых людей, которую поделили на надзирателей и зеков и о том, к каким ужасным последствиям это привело.
Опыт был фильмом камерным в буквальном смысле — главным местом действия в нем стали камеры. А напряжение, драма появлялись не от того, что экран заливался кровью, а вытекали из катастрофически ненормальных взаимоотношений, развивающихся в искусственно созданного микросоциума.
Что-то подобное мы имеем и в Экзамене. Восемь человек (четыре мужчины, четыре дамы) оказываются в одной комнате. Любой из них претендует на то, для получения некоей работы, должность в могущественной, богатой компании. Любой прошел некие тесты, преодолел пара этапов отбора, и вот сейчас им предстоит последний и самый главный экзамен. Координатор коротко оговаривает правила.
80 мин., один вопрос, один ответ. Покинешь помещение — дисквалифицирован. Обратишься к координатору либо к охраннику — дисквалифицирован.
Повредишь (намеренно ли, по неточности ли — не имеет значения) собственный листок с заданием — дисквалифицирован. Время пошло!
И вот тут-то кандидатов ожидает настоящий сюрприз. Они наблюдают в собственные листки — а в том месте ничего нет. Другими словами совсем ничего, не считая надписи Кандидат и порядкового номера, от единицы до восьмерки соответственно.
Как вы уже догадываетесь, воздействие фильма начинается фактически в настоящем времени. Другими словами мы с вами в течении этих восьмидесяти мин. (может, чуть больше) замечаем за тем, что происходит в экзаменационной помещении. Разношерстая компания, собранная тут, прямо на отечественных глазах теряет в антропогенном факторе. Сперва легко кто-то выбывает, после этого кто-то очень скорыми темпами деградирует до того уровня, в то время, когда термин гуманизм к ним делается уже не применим.
За целый фильм будет пролито только пара капель крови и никто не погибнет, но у нас (и у вас) не останется ни единого сомнения в том, что это вправду триллер. Кроме помянутого уже Опыта близка картина Хэзелдайна и таким лентам как Куб, Выпивала и вторым, чье воздействие ограничено узким пространством, а зло таится не только и не столько в окружающей обстановке, сколько в закрытых в этом пространстве людях. У каждого из которых имеются собственные скелеты в шкафу, собственные мотивы, собственная чёрная сторона.
Возможно заявить, что Экзамен — это та же Выпивала лишь для корпоративных офисных работников. Вместо ожесточённых ловушек маньяка Джигсоу, сводящих с ума (и заставляющих задуматься о вечном) его жертвы, тут простое по сути задание-ребус, которое сводит с ума (и заставляет задуматься о вечном, хе-хе) группу не привычных между собой соискателей.
Нет, мы не имеем дело с шедевром уровня той же Пилы. Но то, что Экзамен — кино весьма хорошее, это факт. Неизвестные актеры играются в большинстве собственном на ура, ни грамма не переигрывая и никак не не доигрывая.
Любой из образов глубоко личен и внутренне нам с вами понятен: женщина-психолог, подлец-индивидуалист, умная блондинка (это действительно, она умная в фильме, бывает и такое), игрок… По мере того, как числа на таймере стремятся к нулю, напряжение возрастает пропорционально. Кому-то приходит в голову идея, что сущность экзамена — вывести из игры всех соперников.
Для победы все средства хороши — и вот уже от очевидной подлости люди готовы перейти к самому настоящему убийству. Благо, правила, оглашенные в начале, этого не запрещают…
Чтобы стать самым настоящим шедевром, Экзамену не достаточно малого: вразумительной, важной предыстории. То, что предлагает нам господин Хэзелдайн — хорошо, но как-то легко наивно. Взаимоотношения экзаменуемых продемонстрированы предельно реалистично, а вот исходные мотивы могущественной компании оказываются чересчур сродни очевидному морализаторству.
Возможно, мы через чур нетерпимы к глобализации и корпоризации всего и всея, но нам тяжело поверить, что столь важный надчеловечный концерн демонстрирует явный альтруизм, пускай кроме того и по воле собственного необычного отца-основателя.
Не ожидайте от просмотра этого кино рек крови, зубодробительного экшена и запоминающихся эффектов, приятели. Экзамен в любом случае рекомендован для людей думающих. Если вы прошли предварительные отборочные этапы (то бишь в случае если вам нравятся в Кубе не только сцены убийств, но и, к примеру, диалоговые схватки персонажей), то имеете возможность посмотреть и в эту помещение.
Не тяжело так как додуматься, что такое кино направляться трактовать и как диагностику нас с вами. Причем по задумке создателей, мы наверняка примем сторону того из восьми персонажей, кто в итоге окажется в числе проигравших. Выводы делайте сами…