Юрий норштейн: «pixar давит на сердце, но сердца там нет»

Создатель «Ёжика и» Сказки «сказок в тумане» открыл в столичной Altmans Gallery выставку к собственному 75-летию. КиноПоиск побывал в галерее и поболтал с Норштейном о нужных условиях для мультипликатора и отсутствии в стране воздуха для творчества.

Уже из заглавия экспозиции — «Живописец рисует фильм. Ярбусова и Норштейн» — ясно, что собранные тут эскизы к мультипликационным фильмам «заяц и Лиса», «журавль и Цапля», «Ежик в тумане», «Шинель и» Сказка «сказок» — итог совместной работы творческого альянса режиссера Юрия Норштейна и его жены, живописца Франчески Ярбусовой, без которой не показались бы известные анимационные храбрецы. Сам Норштейн шутит перед гостями и журналистами вернисажа, что выставка по большому счету не его, а Франчески — верного приятеля, соратника и, как согласится режиссер, любимого персонажа, которая неизменно готова удивлять.

Сказка и «Фаня сказок»«По большому счету, само собой разумеется, Фаня совсем поразительная. Она меня постоянно потрясает. Мы с ней 49 лет живем, но я к ней приезжаю и любой раз вижу нового человека.

Я хочу вам всем, дабы у вас были или такая супруга, или таковой супруг, каковые все время обновляются в собственном умственном перемещении», — говорит Норштейн.
Юрий норштейн: «pixar давит на сердце, но сердца там нет»

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Они с Ярбусовой — люди одного поколения, чье детство пришлось на войну, а начало карьеры — на 1960-е с их мнимой свободой. Быть может, как раз исходя из этого никто в мире не смог создать более лиричный, узкий, вольный и проникновенный анимационный фильм, чем их «Сказка сказок», которая вышла ровно перед переходными 1980-ми. Главный герой мультипликационного фильма — серенький волчок из известной колыбельной, не ужасный, а напротив, красивый.

Он проводник по воспоминаниям — о падающих яблоках в радостном детстве, о нарисованном добром быке, как будто бы сошедшем с полотен Пикассо, и о тревожном предвоенном танго под музыку Ежи Петерсбурского.

«В случае если сказать, что фильм „Сказка сказок“ вобрал мои переживания, то в этом случае он да, мой основной фильм, — говорит живописец. — Не смотря на то, что на самом деле я могу по предлогу каждого собственного фильма заявить, что он вбирает мои индивидуальные переживания. В случае если этого не происходит, то, мне думается, не происходит и акт творчества либо сотворчества с тем, что происходит на экране. „Сказка сказок“ для меня — самый дорогой фильм, по причине того, что он вправду связан в большей степени с моей личной судьбой, переживаниями, с моим домом, моим двором, моими родными, моими соседями. Это, думается, случай немыслимый в мультипликации — сделать фактически автобиографический фильм, не смотря на то, что его таковым также нельзя назвать».

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Компьютер против талантаС начала 1980-х Норштейн с Ярбусовой трудятся над «Шинелью» по мотивам повести Гоголя. Первые отрывки из нее были продемонстрированы еще в начале перестройки, но работа над фильмом ведется и по этот сутки. Журналистские вопросы про «Шинель» в большинстве случаев выводят Норштейна из себя, тем не меньше время от времени на фестивалях и мастер-классах он показывает отрывки из собственного незавершенного фильма.

«Я показываю отрывки и говорю о внутренних правилах работы — творческих, технологических. Дело в том, что я не придерживаюсь компьютерных дел. Я считаю, что работа рукой носит более художественный темперамент, нежели технологии, не смотря на то, что их никто не отменяет. Но для меня это так. И я исходя из этого стараюсь не то дабы кому-то внушить, дескать, старик, давай занимайся тем, чем занимаюсь я и еще пара таких же придурков. Но я пологаю, что поведать об этом будет нелишним.

Смотришь, кто-то взглянуть на собственный компьютерное произведение вторыми глазами», — отмечает Норштейн.

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Не смотря на то, что режиссер признает, что дело вовсе не в чрезмерном использовании и компьютере графики, а в таланте.

«Основное, дабы за компьютером сидел творческий человек, могущий рисовать, опытный изобразительное мастерство. Сейчас должно быть правило: тех, кто не знает изобразительное мастерство, по большому счету не нужно допускать кроме того к компьютеру, по причине того, что ничего, не считая технологических возможностей и технологии, каковые опережают творческую идея, он не возьмёт ни в изображении, ни в действии. Следствие этого — утрата человечности», — вычисляет режиссер.

Он не испытывает иллюзий по отношению к современным тенденциям в сфере мультипликации. Норштейн, к примеру, признает мастерство Pixar, но не признает эстетику студии («Они давят на сердце, но сердца в том месте нет») и значительно выше ставит творчество Эдуарда Назарова и Федора Хитрука.

«Мне нравится действительно, причем правда возможно фантастическая. Фильм „Жил-был пес“ [Назарова] полностью великий. В нем видятся два пожилых человека, любой со собственной судьбой. И не имеет значение, что данный волк, а данный — пес. Эдик сделал кино о двух существах, каковые одиноки в мире и никому не необходимы.

Необходимы лишь друг другу».

Кадр из «Сказки сказок» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Мы утратили сообщение приятель с другомГораздо больше компьютерных разработок Норштейна тревожат условия работы нынешних аниматоров. Они, согласно его точке зрения, ужасные.

«Мне думается, мы утратили самое основное — сообщение приятель с втором. Любой трудится в собственной норе и считает, что он достигнет успеха и обгонит собственного сотрудника. Ничего аналогичного не будет. Возможно, где-нибудь обгонит на каком-то повороте, но данный обгон будет все равно носить темперамент временной победы над вторым и неоправданных дум о том, что ты попал в события мастерства.

На самом деле ничего похожего. События мастерства появляются в какой-то среде, и для этого необходимо создать атмосферу. Совершенно верно так же ты не можешь создать лес без воздуха, без кислорода», — вычисляет режиссер.

А данной атмосферы в сегодняшней анимации ему не хватает катастрофически. А также и за счет невнятной госполитики в финансировании производства мультипликационных фильмов и в целом экономической обстановке в стране. Норштейн известен собственной гражданской позицией.

Он оппозиционер, борец с нынешней совокупностью, соперник капитализма.

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

«Я окончательный соперник всех сегодняшних дел, каковые происходят в стране. Они мешают настоящему формированию культуры, а без культуры народ дичает, происходит тот самый паллиатив, что позже публика, зритель, слушатель будут принимать за настоящее. И тогда полная трагедия, по причине того, что мы утратим инстинкт мастерства», — вычисляет Норштейн.

Режиссер наряду с этим замечательно не забывает условия и советские «времена тяжелой зависимости», в которых, но, способен был прорасти настоящий талант. Само собой разумеется, при определенном жажде.

«Талант никуда не исчезает. Имеется некое понятие генетической устойчивости. Возможно по большому счету прекратить заниматься творчеством. Любым. Талант, само собой разумеется, все равно имеется, он будет, и никуда он не денется. Гениальные люди постоянно появляются.

Но для них нужна помощь, по причине того, что в противном случае они сходу попадают в обстановку агрессии либо психотерапевтической подавленности. А сейчас ее [поддержки] нет, и это громадная беда. Госслужащие кроме того не знают того, что творческую личность просто так не покажешь. Она обязана проявиться в событиях.

Просто так творец не появляется. Ему необходимы для этого условия бытия, а этих условий нет», — говорит режиссер.

Кадр из «Сказки сказок» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Помощь лишь в цирке

Разговор о помощи анимации со стороны страны Норштейн обожает прерывать фразой «Помощь возможно лишь в цирке». Он весьма скептически настроен по отношению к нынешней политике министерства культуры.

«Должно быть национальное субсидирование с прекрасно трудящейся студией. А у нас сейчас лишь помощь. Это слово само по себе безграмотное.

Помощь должна быть, с одной стороны, в национальном масштабе, с национальной студией, со всеми теми делами, какие конкретно были [в советское время]. Как раз они создают условия для работы.

А с второй стороны, в случае если создаются мелкие студии, в случае если человек желает открыть собственный личный бизнес, в случае если мы играем в капитализм, то я постоянно говорю: „Идите в банк, берите ссуду (не смотря на то, что еще не каждому дадут), делайте кино, прокатывайте, возвращайте деньги, берите новые и начинаете снова целый данный процесс закрученный“. Поверьте, мало кто сможет сыграть в эту игру. Это тяжелейший процесс, что выматывает все силы», — отмечает Норштейн.

Не смотря на то, что режиссер осознаёт капиталистические принципы работы в ряде и Голливуде зарубежных государств, в качестве хорошего примера он приводит Канаду, где были «в этом смысле социалистические правила и сходу появлялись имена».

«Это все знают, но никто не хочет сообщить: в мастерстве нельзя вводить капиталистические правила. Они убивают человека. Это не книгу писать. Книгу писать может дворник. Он подмел метлой, а ночью сел писать книгу.

Это возможно, но кино — это весьма дорогостоящее и тяжелое мастерство. В особенной степени мультипликация, по причине того, что всем думается, что мультипликация — это такое малое кино. Но это на самом деле кино, которое тяжелее сконструировать в производстве, нежели игровое, по причине того, что в игровом кино, в финише финишей, необязательно снимать в павильоне. Возможно придумать сюжет и снять все на улице. Необязательно кроме того брать актеров, как довольно часто делали режиссеры, причем выдающиеся.

Так что, пока в министерстве культуры не будут входить в саму сущность творческого процесса, ничего не будет», — заключает Норштейн.

Юрий Норштейн / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Любимые фильмы Юрия Норштейна:

«Аталанта», режиссер Жан Виго

«Листопад», режиссер Отар Иоселиани

«Жил-был пес», режиссер Эдуард Назаров

«Каникулы Бонифация», режиссер Федор Хитрук

«Рука», режиссер Иржи Трнка

«Ночь на Лысой горе», режиссеры Александр Алексеев, Клер Паркер

«Крэк», режиссер Фредерик Бак

«Улица», режиссер Кэролайн Лиф

Эскиз к «Ежику в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Кадр из «Ежика в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Эскизы к «Ежику в тумане» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Эскиз к «Шинели» / Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Создатель Маша Токмашева

Ю. НОРШТЕЙН. \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: