Каникулы строгого режима
Моё внимание к “Каникулам” привлекла молва. Фильм восхваляли. Действительно, те же самые люди, что восхищались вторыми “Трансформерами”.
Но вторых не было. И я решился.
В колонию строго режима попадает мент, старлей Кольцов (Дмитрий Дюжев). Зеки скоро просекают обстановку и готовят расправу. Осознавая это, глава колонии (Владимир Меньшов) обращается к местному авторитету Сумарокову (Сергей Безруков) по кличке Сумрак прося обезопасисть проштрафившегося сотрудника. Но убедить братву у Сумрака не получается. Оппозиция в лице Шамана осуществляет попытку.
В появившейся заварушке Сумрак приобретает контузию. Так он вместе с Кольцовым (у которого поверхностная резанная рана) попадает в больницу. События складываются так, что обоим нужно бежать.
Неоценимую помощь в побеге оказывает боевой приятель Кольцова Гагарин. Беглецы укрываются в близлежащем пионерском лагере под видом воспитателей.
Ну а дальше начинается что-то среднее между американскими комедиями “Мы не Детсадовский” полицейский “и ангелы” (как вариант – “Тяжёлый ребёнок”). Лишь настоящего хохота нет и в помине. Не знаю, как вас, но меня никак не воодушевляют костюмированные шоу времён социализма, нескончаемая словесная эквилибристика и гимнастика лица. Согласен, кино весьма живое, бодренькое, выполненное оптимизма.
Но это, пожалуй, и все его преимущества.
Оформительская работа режиссёром Зайцевым совершена и взяла достаточно высокую оценку, а вот содержательная часть картины в моих глазах близка к нулю.
Юмор тут примитивен, что само по себе не фатально, но в отличие от “тупого американского юморка” совсем неэффективен. Притворный он какой-то, однобокий и через чур уж политкорректный. В неспециализированном-то, он и выстроен больше на адаптации и вхождении Сумрака к гражданской судьбе.
Но Безруков адекватно изображает собственного храбреца лишь первую пятнадцать минут. Пахан из него выходит знатный, но только в колонии. Свобода меняет Сумрака, сбивая солидную часть его гонора и спеси. И за какие-то считанные дни делая из него Человека.
Во что, честно говоря, весьма слабо верится. Авторитет, совершивший солидную часть судьбы в заключении, не может так скоро переродиться. Возможно что-то подсмотреть, нахвататься, но сущность то остаётся.
Её не переделаешь за чемь дней ни детьми, ни любовью. Сумрак же подозрительно скоро делается Ярким.
В общем, не нравится мне тут Безруков, его персонаж фальшивый . Немногим лучше выглядит Дюжев. Чересчур уж незамысловатый его храбрец. Но, виноваты в том, как мне думается, не актёры, а сценарий. Так уж беззубо и поверхностно прописаны эти характеры.
Да и ситуации смоделированы не ахти – топорно, без прикрас. Всё заимствованно и угадываемо на пара ходов вперед. И это совсем не радует.
Само собой разумеется, “Каникулы строго режима” – фильм не совсем уж неисправимый. Имеется в том месте пара успешных сцен, добротных шуточек, большой хороший настрой. А в целом же, так – фигня на постном масле.
Как-то не убедительно. Фальшивые ухмылки. Хохот через слёзы…