Кочевник
Кочевник (2005) / Koshpendiler
война / драма / исторический
Режиссеры: Сергей Бодров, Иван ПассерВ ролях: Куно Беккер, Джей Эрнандес, Джейсон Скотт Ли, Doskhan Zholzhaksynov, Аянат Ксенбай
«Охотник», само собой разумеется, получше «Кочевника» /Nomad/ (2006), но кто видел «Охотника»? Лишь участники позапрошлогоднего «Киношока». Не смотря на то, что жаль, по причине того, что Серик Апрымов на сегодняшнем материале поведал практически ту же историю со всеми преимуществами кино и родного Казахстана, но без недочётов идеологии.
Однако, благодаря командному духу кинематографа (постановщик сменился с Ивана Пассера («Сталин») на Сергея Бодрова-ст. («Кавказский пленник» (1996))) «Кочевник», на мой взор, находится все же в некоем равновесии между идеологией и кино. Равновесие неустойчивое, но кино все же может перетянуть за счет масштаба, обеспеченного голливудским участием.
Кадр из фильма
Участникам партии товарища Зюганова нужно наблюдать это дело, оттопырив уши и стенографируя на ходу, всем другим – наоборот, отключить звук. Забираете плейерочек с наушниками, скоро затыкаете слух чем-то наподобие «Половецких плясок» либо «Коррозии металла», либо саундтрека «Брат 2» и смотрите во все глаза. Тогда наслаждение гарантировано. Случай «Кочевника» требует сказать как раз о воплощении голливудских мечт о Востоке.
В то время, когда они привозят к себе китайцев, получается голливудское линия-те что («Без лица» /Face/Off/ (1997), «Убей меня ласково» /Killing Me Softly/ (2002)). В то время, когда китайцы трудятся под них, получается в нынешние времена линия-те какой хай-тек («Клятва» /Wu ji/ (2005)). Но невинные казахи, преследуя собственные цели, допустили цивилизацию до самого дорогого – до невинной природы, натурального хозяйства, характерных породистых лиц.
И она воспользовалась грамотно – без агрессии, но с размахом. Марк Дакаскос смешался с толпой кочевников большое количество естественней, чем когда-то изображал Тамерлана стареющий Джон Уэйн.
Дакаскоса, само собой разумеется, мало, а любопытней всего целый фильм воочию замечать, кто из казахских людей с раскосыми глазами, а кто – с круглыми (их играются американцы). Но за счет «громадного стиля» фальши не появляется. Микояна, вон, также Дуров игрался.
Не смотря на то, что сначала, пока мелкого Мансура типа Иисуса (Куно Беккер) пробуют выкрасть проклятые джунгары под водительством Галдан-Царена типа царя Ирода (Досхан Жолжаксынов), а его выручает Ораз типа волхв (Джейсон Скотт Ли), возможно смело вздремнуть под мучительные раздумья, а как это «любой народ должен иметь собственный отечество». Ну, что каждая любовь и каждый воин чего-то в том месте должны – это еще туда-сюда, но за что же так Назарбаева? Он же помой-му без усов, куда же ему еще «Базы языкознания»?
Спать возможно по большому счету всегда, в то время, когда оразы-волхвы заводят отчетные доклады XXV съезду КПСС. Ничего не утратите, если не услышите шедевральное: «Забудь обиду, сын, что так продолжительно не признавал тебя. – Ах, отэц, поведай мне про мат».
Кадр из фильма
Но реально основное – не пропустить, в то время, когда они замолкают. Вот тут необходимо просыпаться. Что Иисусик-Мансур-Аблай-хан и по большому счету вырос под городом-крепостью Туркестан в тесной дружбе с апостолом Эрали (Джэй Эрнандес), и пришлась им одна Гаюхар-Мария-Магдалина (Аянат Есмагамбетова), а позже их всех разлучили и вынудили друг друга убивать (как в «Гладиаторе» /Gladiator/ (2000), но под забралами), а выжил, само собой разумеется, Иисусик, по причине того, что Восток не знает распятия (не считая презренного разрыва четырьмя лошадьми (заснятого, кстати, приличней, чем в «2001 Маньяке» /2001 Maniacs/ (2006))) – это хорошо.
Это так же, как и прежде «Материалы XXV съезда» типа «Библейские сказания», рост национального эпоса не по дням, а по часам. Но вот как выглядят без сюжета, без «Назарбаева…» и Материалов жаркие степи, бивачные костры, гостевые шатры, маленькие юбки и самые разномастные шапки (это вам, б…, не советская ушанка в Голливуде), как лошади «скачут и скачут», а избы «горят и горят» – оно, честно, того стоит.
Битва будет. Отечественные победят. Массовка роскошная. Лошади – не предатели. Битвы – ни с какой не с тенью, а в натуре и не балет.
Оливер Стоун с нарисованным 300-тысячным войском персидского царя Дария честно курит в коридоре. Больше всего поразило, что их, казахские «рыцарские турниры» не подразумевают «сходиться», а оба вояки скачут рядом и бьются плечом к плечу. И еще – как светло продемонстрировали, откуда взялась джигитовка.
Не считая Бодрова, так в двадцать первом веке до тех пор пока никто не снимал. Никакие кроме этого «Короли Артуры» /King Arthur/ (2004). На Востоке, предположительно, нужно пожить, не будучи оттуда. Марко Поло затмил бы Мела Гибсона в «Патриоте» /Patriot/ (2000). Но Бодров, хоть и политкорректный космополит, цены себе не знает (о чем в далеком прошлом подтверждала «Шиzа» (2004) направляться Омаровой, в которой он также принимал участие).
Ну, даст всевышний, по окончании Локарно, где его наградили, снимет монгольский эпос абсолютно, без политкорректных книксенов. Лишь и в наше время сходить на «Кочевника» – это как подышать воздухом кино.
Кадр из фильма
Но все же не забудьте заткнуть уши («Ты не назвал собственного имени. – Я – казах. Нас так учит Ораз. – А ты кто? – Я также казах. Мы – казахи»). И еще поразило, как с «Молитвы Лейлы» того же «Киношока» подурнела Аянат Есмагамбетова.
Господи, пару-тройку лет назад девочка была ослепительна. Будь она дочка «Аэросмита», стала бы лучше Лив Тайлер. А сейчас ей необходимы притирания и освещение, хотя бы напоминать ту детскую красоту.
Безрадостно. Все же кино – трава, небо, солнце, прыщи, отрезанные головы, доспехи, войска, сантименты, злодеи и какая-то действительно, которая за всем этим стоит – не погибло до сих пор.