Компаньоны
Компаньоны (2006) / A Prairie Home Companion
драма / комедия / музыка / мюзикл
Режиссер: Роберт ОлтменВ ролях: Марилуиза Берк, Вуди Харрельсон, Л.К. Джонс, Томми Ли Джонс, Гаррисон Кейллор
Ясно, чего отечественные критики так болели за новый фильм Олтмана на Берлинском фестивале. Компаньоны /Prairie Home Companion, A/ (2006) (в оригинале – что-то наподобие Приятель прерий, по заглавию классической американской радиопередачи) стали для отечественных критиков последним штрихом, чего у нас больше нет, не смотря на то, что ни при каких обстоятельствах и не было. Но это не художественный, а идеологический штрих про розовый абажур, о котором по окончании 17-го года тосковал еще Булгаков.
И про все, что прилагается к розоватому освещению, в котором сняты Компаньоны. А художественно это средне.
Кадр из фильма Компаньоны
Команда кантри-музыкантов собирается на студии на последнюю запись концерта, по окончании чего передачу закроют, а студию снесут. За десятилетия работы в компании кто-то сходился, кто-то расходился, кто-то рожал, кто-то умирал. И вот в спешке, в гримерках, на сцене, в репризах и песенках легко и конечно узнается, как дети выросли, как сами постарели, кто следующий погибнет, и деваться всем, в общем, некуда.
Нехитрый пастельный сюжет разыгрывают лично Гаррисон Кейллор (создатель передачи и сценарист фильма, которая в действительности до сих пор не закрылась), и Мерил Стрип, Лили Томлин, Линдсэй Лохан, Вуди Харрельсон, Джон С. Рейлли. Тут приятно удивляет, как все они поют. Они прекрасно поют, в особенности Мерил Стрип. Полный профессионализм драматических актеров на музыкальном поприще со гитарами и всеми роялями формирует отдельный сюжетец.
Командный дух тут не по судьбе, в частности в работе – то, что нам по большому счету не снилось.
Кадр из фильма Компаньоны
В качестве юмористических осложнений кантри-концерту приданы охранник с говорящей фамилией Нуар (Кевин Клайн), прекрасный белый ангел (Вирджиния Мэдсен) и ликвидатор студии (Томми Ли Джоунс). Они все – не пастельные, напротив, весьма красочные (особенно многозначителен диалог с ликвидатором в ложе). Но, потому, что все воздействие – в павильоне, столь условные осложнения его не разрушают, а разнообразят. Наблюдать новый фильм Олтмана возможно не только пенсионерам, но и в полной мере – тинэйджерам.
Он ритмичный, ироничный, полностью не напрягающий и – с олтмановским-то опытом – никому не портящий настроение. Но достаточного интереса у тинэйджеров может не позвать из-за незнания контекста. По причине того, что, как Мерил Стрип танцует значительно лучше, чем поет, они уже сравнительно не так давно видели в комедии братьев Фарелли Застрял в тебе /Stuck On You/ (2003), где у нее особый вставной номер, а больше никаких ассоциаций ни с чем у них, наверняка, не появится.
Так, старая гвардия не сдается. Попели…
Кадр из фильма Компаньоны
По всей фильмографии Олтмана фильм, само собой разумеется, поглубже. Данный 80-летний дедушка – обычный американец хотя бы в том смысле, что изначально видел в Америке лишь совокупность и знал, как она не работает. Прославился на всю землю в начале 70-х как раз сарказмом по поводу тим спирита и продолжительно и методично отслеживал его во всех видах.
По окончании общеизвестного Военно-полевого военного госпиталя М.Э.Ш. /MASH/ (1970) снял кантри-фестиваль в Нэшвилле /Nashville/ (1975), и тогда это было убийственной сатирой на американский синдром вороны: роковую любовь ко всему блестящему. не меньше едким стал , соответственно, про индейское шоу, и без того потом впредь до Игрока /Player, The/ (1992) – сатиры на Голливуд. После этого Олтман высмеял тим спирит в отсутствии профессии (Высокая мода /Pret-a-Porter/ (1994)), на собственной отчизне (Канзас Сити /Kansas City/ (1996)), в домашних сокровищах (Врач Т и его дамы /Dr T and the Women/ (2000)), кроме того на исторической отчизне (Госфорд-Парк /Gosford Park/ (2001)). Но в отсутствии храбреца ухмылка неспешно делается все более натянутой, натянутой, натянутой…
Кадр из фильма Компаньоны
Постарев, Олтман не растерял ни грамма профессионализма, лишь сатира сменилась на ностальгию. Видна усталость. Но, и раньше у него проскальзывало, что команда – это хоть что-то в сравнении с ничего. В последних двух фильмах прежняя сатира обернулась панегириком. Снятые по окончании балетной Труппы /Company, The/ (2003) кантри-мьюзиковые Компаньоны уже ничего не желают сообщить, не считая Экклезиаста.
И это пройдет… И это пройдет… Если бы, как изначально предполагалось, в роли Ангела снялась Мишель Пфайффер, а в роли Нуара – Джордж Клуни, они бы сыграли не лучше нынешних, но синдром уходящей натуры проявился бы еще четче. В противном случае, что натура все-таки была, для ветхого Олтмана уже несомненно. Лишь направляться ли нам к нему примазываться?
Совсем второй опыт.