Конец независимых: сэм клебанов о расчистке проката для российских лент

В начале семь дней стало известно о новой инициативе Минкульта и Фонда кино по расчистке кинотеатров от «некачественных» зарубежных картин для «качественных» отечественных. По словам управляющего директора госфонда кино Антона Малышева, госслужащие обсуждают возможность увеличения цены прокатного удостоверения, без которого неосуществим прокат фильма в Российской Федерации, с 3500 рублей до 5 миллионов, но с исключением для отечественных и отдельных зарубежных лент.

Заявление привело к резонансной реакции, прежде всего связанную с опасениями, что указанная сумма станет неподъемной для свободных прокатчиков, покинув на русском рынке лишь мейджоров c блокбастерами. Варианты развития событий КиноПоиск обсудил с основателем компании «Кино без границ» Сэмом Клебановым.

— Чем угрожает новая инициатива Минкульта отечественному прокату?

— Имеется два пути, по которым эта инициатива возможно реализована. Один путь — это наложить запретительные пошлины (я так это именую) на все зарубежное кино. В таком случае, если показ каждого фильма будет стоить в отечественном прокате 5 млн рублей, все немейджорские прокатчики машинально уйдут с рынка. Это всецело уничтожает свободные фильмы.

Забрать какого-нибудь «Капитана Фантастик». Его прокатчики точно не имели возможность заплатить 5 миллионов. Представьте, что фильм собрал 9,5 млн рублей, прокатчик взял 4,5 миллиона, дал 5 миллионов за прокатное удостоверение, остался обязан 500 тысяч. То же касается таких картин, как «Она» либо «Служанка», собирающих по 12—13 миллионов.

Возможно ли сказать, что качественные фильмы — это лишь те, каковые собирают миллиард рублей, а те, что собирают десятки миллионов, мы будем останавливать на дальних подступах такими запретительными мерами?

Антон Малышев приводит примеры фильмов, каковые, согласно его точке зрения, вредны и отбирают пространство у русских картин («Мобильник», «Миссия: Неадекватна», «Йоганутые», «Еще один мальчишник», «Крейсер», «Пятьдесят оттенков тёмного»), и жалуется, чтомейджоры, применяющие какие-то собственные рычаги, протаскивают в прокат некачественное кино. В действительности все перечисленные фильмы воображали свободные прокатчики.

У таких компаний, как «Кинологистика», «Вольга», «Отечественное кино» и «Парадиз», никаких рычагов нет. Они просто пытаются прокатать картины, каковые им удалось приобрести.

Не редкость, что эти ленты приобретены еще в момент производства. Забрал прокатчик какой-нибудь фильм с Николасом Кейджем, и может, это треш, быть может, приличное кино. На этом этапе неизвестно. Многие из этих фильмов провалились в русском прокате легко с треском, и это значит, что их сеансы весьма скоро освободились: провальные картины кинотеатры попросту выкидывают.

Я подсчитал, что суммарные сборы тех фильмов, что мне привел в пример Антон Малышев, составляют 2,5 % сборов одного «Зверополиса».

Да, у мейджоров также имеется фильмы, собирающие по 10—15 миллионов (действительно, их меньше, чем у свободных прокатчиков, я намерено взглянул). «Женщина из Дании», «Сикарио» — хорошие же фильмы, каковые более ограниченным прокатом.

— Имеется, например, у Universal фильм «Манчестер у моря». Увеличь цену его прокатного удостоверения до 5 миллионов, и мы эту картину точно не заметим.

— Само собой разумеется. Мы не заметим «Манчестер», так же как мы не заметили «Из автомобиля». Подобные фильмы и без того весьма нехотя производят. Малышев пишет мне в Facebook, что «нет, мы не будем трогать фестивальное и национальное кино». Это второй вариант развития событий, и он по-своему еще хуже, по причине того, что тогда госслужащие будут руководить репертуаром. Какие-то киноведы в штатском будут решать, на какой фильм наложить данный «штраф» в 5 млн рублей, а какой высвободить.

Вот «Жизнь Адель» — пускай платит за то, что развращает отечественное население! Так? А воображаете, какие конкретно тут возможности для коррупции?

какое количество прокатчик готовьсязаплатить кому-то, дабы его высвободили от этого сбора в 5 миллионов?

Конец независимых: сэм клебанов о расчистке проката для российских лент

«Манчестер у моря»

— В любом случае подобная рабочая группа будет воображать субъективную оценку.

— Как раз. Субъективная оценка того, вредное кино либо нужное. на данный момент в этих отношениях участвуют три стороны: зрители, дистрибьюторы и кинотеатры.

И они замечательно между собой разбираются без помощи государственныхы служащих: кинотеатры — в том, что показывать, дистрибьюторы — в том, что брать, а зрители — что наблюдать.

— Министр культуры Владимир Мединский неоднократно был недоволен американскими фильмами. Прошелся по «Трем иксам», до этого назвал «дрянью, проникающей на отечественные экраны из Голливуда», «Отряд самоубийц». Но так как повышение ценника прокатного удостоверения на подобные ленты именно никак не повлияет?

— Полностью. Они собирают собственные много миллионов, и им все равно. Что до фильмов, перечисленных Антоном Малышевым, то они заняли, он утвержает, что 10 000 сеансов.

В масштабах России это добрая половина прокатного дня. Что из-за них изменилось? Ничего.

— Тогда в чем по большому счету суть данной инициативы с прокатными удостоверениями?

— Антон Малышев управляет Фонд кино, что много денег выделяет на поддержку отечественных коммерческих картин. А российские коммерческие фильмы в действительности не весьма коммерческие, в основном они деньги теряют. Нужно отыскать того, кто виноват.

А виноваты, выходит, какие-то другие прокатчики, каковые отбирают у них миллиарды.

Имеется такая догадка: российское кино собирает не хватает денег, по причине того, что ему не достаточно залов, а не достаточно залов вследствие того что какое-то некачественное кино их отбирает. Но вот заберём фильм «Экипаж». Был релиз в 1088 кинотеатрах. Он собрал в среднем по 4658 зрителей на кинотеатр.

У фильмов «Ледокол» и «Дуэлянт» было соответственно 1062 зала и 1090 комнат. Итог — 1280 и 1295 зрителей на кинотеатр. Сейчас взглянуть на русского арт-кино. «Ученик» — 244 зала и 255 зрителей на любой. «Зоология» — 60 комнат и по 55 зрителей на любой.

«Ученик»

Представим себе, что сеансы расчистили от тех «вредных» свободных фильмов, каковые мы упоминали, и будем исходить из необычного предположения, что эти залы не займут тут же мейджоры для проката «Фантастических тварей» и «Трех иксов», а дадут «Ученику» либо «Ледоколу». Эти дополнительные залы не принесут русским лентам больше денег. Они и те, что у них были, не смогли заполнить. Мне весьма нравится «Ученик», но увеличивать для него количество комнат было бы бессмысленно.

А таких примеров отечественных фильмов, каковые меньше собрали из-за собственного ограниченного числа комнат, где были аншлаги, нет.

Ну и самое основное: а кто будет все это красивое арт-кино и российские фильмы прокатывать? Свободные прокатчики и без того еле выживают , а вдруг им добавить в затраты по 5 млн рублей на любой неверный, с позиций государственныхы служащих, фильм, то они просто обанкротятся и уйдут с рынка. Мейджорам такие фильмы точно не необходимы. Весьма показательно, что как пример лишних фильмов Антон Малышев привел картины компаний «Вольга», «Парадиз», «Отечественное кино».

Но так как эти же компании производили и фильмы Дэнни Бойла, Педро Альмодовара, Вуди Аллена, Алексея Попогребского, Алексея Балабанова и т. д. Кто будет прокатывать эти фильмы, в то время, когда госслужащие добьют свободных? Ответ несложной: никто.

— Был же опыт, в то время, когда в 2016-м киносетям внесли предложение отдавать не меньше 20 % сеансов русским картинам…

— …и сети отказались, по причине того, что не окупается это все (две наибольшие киносети, «Синема Формула» и «Парк кино», воздержались от выделения указанного процента сеансов под отечественные фильмы, аргументируя тем, что средняя заполняемость комнат на них редко превышает 5—7 %; вместо они взялись показывать ролики в поддержку российского кино — Прим. КиноПоиска).

— По крайней мере на данный момент имеется на кого свалить неудачи отечественных картин. А вдруг сваливать будет не на кого, как им это окажет помощь?

— Мне весьма нравится выражение, которое ввела в обиход советник Дональда Трампа Келлиэнн Конвей, — «другие факты». Вот российский Минкульт живет «другими фактами». Они не смогут подтвердить фактами, что их подход увеличит сборы российского кино.

Одни догадки.

— Ваш прогноз: эта инициатива с прокатными удостоверениями и правда будет реализована?

— Если судить по тому, как деятельно Антон Малышев защищает эту идею, настрой важный. Я не стал бы сказать, что это совсем нереалистичный проект. И все-таки я надеюсь, что он не пройдет.

Само собой разумеется, учитывая, какие конкретно горячие головы в думе сидят… Я же был на теледебатах, где принимали участие Мизулина, Милонов и без того потом. Они все несут какую-то ахинею, основанную на собственных представлениях о действительности, на предрассудках, но не смогут подтвердить это фактами, научными изучениями, статистикой. А им это и не нужно.

Они живут в мире «других фактов». Они собственный вывод превращают в факты. Вот они поразмыслят: «Ну, заберём мы с каждого фильма по 5 млн рублей, а какое количество у нас фильмов выходит?

Четыреста в год? Это же 2 млрд рублей! Пускай голливудские кровососы заплатят!»

Создатель Милослав Чемоданов

Сэм Клебанов в \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: