Красота не спасет мир

Как из вашего «Мира крепежа» (победитель «маленького метра» прошлогоднего «Кинотавра») выросли полнометражные «Рассказы»?

«Рассказы» Михаила Сегала стали чуть ли не основной сенсацией нынешнего «Кинотавра». Злободневный, остроумный, актуальный, глубочайший по содержанию и совсем мейнстримовый по форме фильм – полная противоположность того, что в большинстве случаев показывают в Сочи – не покинул равнодушным ни жюри, ни критиков, ни прокатчиков, ни простых зрителей.

Михаил СегалКрасота не спасет мир

Мысль снять маленький метр показалась в 2011 году. Прошло много времени по окончании того, как я снимал полнометражное кино, мне надоели непонятные отношения с различными продюсерами, которым всегда что-то не нравилось и я решил самостоятельно снять что-нибудь дешево, со злобой и скоро. Так показался «Мир крепежа». Я привлек кучу собственных друзей, все трудились совсем безвозмездно.

Андрея Мерзликина я: «Какие конкретно у тебя числа свободные? готовься , я до тех пор пока сценарий пишу». И я писал, зная, что этого персонажа будет играться как раз Мерзликин.

Сильно помогли продюсеры Андрей Кретов и Анастасия Кавуновская, каковые потом спродюсировали и «Рассказы». Изначально никаких продолжений не вспоминало, но по окончании победы на «Кинотавре» все сделали вывод, что нам хочется большего. Я в рекордно маленькие сроки придумал, как сделать громадное кино, покинув «Мир крепежа» его частью, мы готовились и успели за сентябрь-октябрь снять остальные три истории.

Конечно, я старался придумывать так, дабы не было ощущения эдакого «новелльного кино», это должно было быть цельное кино с одним конкретным посылом, и это было основной задачей.

В фильме большое количество политики, это достаточно страшная тема с позиций и продюсеров, и прокатчиков. Как вам удалось запустить кино? И как продюсерам удалось убедить прокатчика в том, что у кино имеется потенциал?

Я никого не убеждал. Напротив, и в ходе съемок, и позже, на протяжении переговоров с дистрибьюторами, я негромко удивлялся. Я честно задавал вопросы продюсеров: «Вы совершенно верно осознаёте, что мы снимаем? Вас это не смущает?» И я был весьма рад, что все мои творческие идеи не подвергались прессингу.

Меня это кроме того испугало, я думал, может, это не хватает остро и политично, может, это все в далеком прошлом устарело и стало неактуальным?

Кадр из фильма

Если судить по реакции публики на «Кинотавре», эта риторика более чем злободневна. Возвращаясь к вопросу о прокате: Игорь Угольников, что именует вас одним из любимых собственных режиссеров и говорит о работе над фильмом только в хорошем ключе, вместе с тем отмечает, что, с его точки зрения, ни прокатной, ни телевизионной судьбы у картины не будет. Что вы думаете по этому поводу?

Не секрет, что многие русские режиссеры по большому счету не интересуются прокатом собственных фильмов.

Я не являюсь таким режиссером. Напротив, потому, что я неизменно довольно много всего придумывал сам, довольно много трудился в рекламе, и как режиссер, и как сценарист, и как тактик, и, время от времени, как стратег, конечно, я думаю обо всех этапах судьбы фильма. Как он доходит до зрителя, как позиционируется – все это очень принципиально важно, это один из самых основных этапов.

У моего первого фильма «Франц плюс Полина» (фильм о взаимоотношениях белорусской девушки и немецкого солдата на протяжении ВОВ) была громадная фестивальная будущее, но не было проката, вернее, был маленькой прокат в Германии, а у нас почему-то не произошло. Тогда мне не было нужно столкнуться с дистрибьюторами, и какие-то разногласия могли быть лишь с продюсером на этапе создания фильма. «Рассказы», кроме фестивальной, приобретают прокатную судьбу, это мой первый опыт и я весьма благодарен судьбе, дистрибьютору и продюсерам за то, что они дают жизнь этом фильму.

Конечно, у нас случаются дискуссии по поводу того, как лучше продвигать картину – с моей стороны существовало большое желание обдумывать прокат, обдумывать позиционирование, принимать участие в ходе не в качестве режиссера – автора, для которого это произведение родное и близкое, – а как человека, что имеет большой опыт в рекламе. Но у дистрибьюторов существует стереотип восприятия режиссеров: они не являются специалистами в прокате и в рекламе и не смогут взглянуть на собственный фильм со стороны, исходя из этого оптимальнееотстранить режиссеров от данной деятельности и доверить все специалистам.

И это также позиция. К примеру, в то время, когда происходило обсуждение плаката отечественного фильма, мы c продюсерами желали поставить в том направлении хорошие такие венки различных фестивалей, где мы что-то победили, но дистрибьютор настоял на том, дабы не делать этого – для массового зрители значки фестивалей означают, что это «артхаус», умно-неинтересное кино, на которое никто не ходит… Мне в данной ситуации остается следить за процессом в некоем смысле со стороны.

Кадр из фильма

Что касается моих ожиданий, то сам по себе продукт, кинокартина «Рассказы» – только один из факторов, воздействующих на его прокатную судьбу. Принципиально важно позиционирование, то, как подается фильм, как преподносится его жанр, да и то, на какую группу с позиций IQ и эстетических предпочтений он направлен, вкладываются ли деньги в рекламу либо существует расчет на «сарафанное радио» – от сил и стратегии, положенных во все это, зависит значительно больше. Исходя из этого в этом случае нужно сказать не о моей вере либо неверии в фильм, а о стратегии дистрибьюторов и от средств, каковые вкладываются в раскрутку.

Кого у вас играется Угольников – Путина либо Медведева?

Это собирательный образ. Фильм снимался в 2011м, а история была написана за три года до этого. Эстетически и визуально храбрец Угольникова больше похож на Медведева, от Путина в нем – манипулирование и тихая властность собеседником. Они себя тандемом именуют – таковой тандем и оказался. У меня не было задачи какие-то шпильки засунуть и сделать пародийный образ, это только частично они.

В случае если так возможно выразиться, «они – президент».

Кадр из фильма

Картина снималась больше года назад, с того времени очень многое изменилось, если не в политическом ландшафте, то в умах людей. Если бы вы делали фильм на данный момент, был бы он вторым?

Материал для фильма был написан за три года до съемок, так что предлогов для сомнений было достаточно. Обстановка вправду поменялась, столько критики и острых политических бесед показалось в сети и в прессе, если сравнивать с ними отечественный фильм – детский лепет.

Формально в картине затронуты какие-то острые политические темы, критика власти, критика самой структуры нашей страны, но, по всей видимости, в том месте имеется что-то большее, что-то универсальное, что разрешает не принимать это как газетный фельетон, что может устареть. По всей видимости, в этом имеется кино, которое на людей воздействует эмоционально.

Я был уверен, что Владислав Лешкевич (Влади) – исполнитель «объединяющей» роли автора рассказов – в финале картины просматривает личный рэп, но оказалось, что это ваши слова. Как так вышло? Просили ли вы его что-нибудь написать либо изначально сделали вывод, что это будет ваш текст?

Это не было принципиально – его либо мой. Было ответ, что он играется главного храбреца, писателя, в какой-то момент мы сделали вывод, что он все-таки покажет себя не только как актер, но и как знаменитый музыкант, и, конечно, он обязан показать себя в том качестве, в котором его зритель знает, в качестве рэп-звезды.

Кадр из фильма

Композиция, которая звучит из его уст – мы назвали ее рэп-версией «Интернационала» – находилась в сценарии изначально, еще перед тем, как я поразмыслил о Влади. Правильнее, сперва это был простой «Интернационал».

Но, как и при с Мерзликиным, в то время, когда ты знаешь, кто будет играться персонажа, ты уже придумываешь реплики «под актера», то что будет звучать более органично, так и тут, в то время, когда я осознал, что писателя будет играться Влади из группы «Каста», то в какой-то я момент поразмыслил: «быть может, это будет рэп-»Интернационал«»? Написал, продемонстрировал ему. Само собой разумеется, я весьма благодарен ему за это решение, поскольку он постоянно исполняет лишь собственные вещи.

Точно все будут думать, что это его текст, потому, что «Влади, просматривающий рэп, может просматривать лишь личный рэп»… То, что он дал согласие прочесть чужое, говорит о громадном доверии.

А не было соблазна сыграть эту либо какую-нибудь другую роль самому? В первой собственной картине вы сыграли комиссара…

Тогда это было вынужденное ответ. Я продолжительно не имел возможности отыскать актера, у меня была масса режиссерских забот и в какой-то момент я махнул рукой и поразмыслил: «Я знаю, как это сыграть, я и сыграю». Ну и, конечно же, по юности хотелось выполнить эту «фишечку», в то время, когда режиссер сам играется в собственной картине. Но на данный момент я принципиально желал от этих штучек уйти.

Это не основное и не необходимое.

Кадр из фильма

Но так или иначе я в «Рассказах» все же присутствую. Несколько раз за кадром звучит радио, и в одном случае я, как диктор, веду утреннее шоу, а в другом пою «Мурку». Да, еще в фильме «засветились» мои руки – я вместо Констатина Юшкевича играл на гитаре. Забавно, я увидел его в «Упражненях в красивом», где он он в одной из сцен выполнял «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя, но, как выяснилось, та сцена далась ему в следствии весьма продолжительных тренировок и на гитаре он играется, мягко говоря, не весьма.

Исходя из этого меня нарядили в его кофту, камера была сфокусирована на руках, а он стоял рядом и пел.

Храбрец картины – издатель, которого играется Константин Юшкевич, отказывается публиковать рассказы и говорит, что «на данный момент необходимо что-то громадное, цельное, про современность». Одновременно с этим в кино мы замечаем обратную обстановку: на данный момент русский зритель в общей собственной массе интересуется в первую очередь фильмами, собранными из кусков, альманахами – никто не готов наблюдать громадную, важную историю про современность. Из-за чего так происходит?

Во многом это связано с природой восприятия зрителя, что ему легче принимать, а что сложнее. Но дело не только в зрителе. В случае если сказать о том, из-за чего появляется так много альманахов, то появляется идея, что… обмельчало, как говорится, в наше время дворянство.

Дабы сделать громадное, цельное кино, нужно самому быть большой, цельной личностью, талантливой на громадное художественное высказывание.

Кадр из фильма

И нужен еще громадный цельный храбрец.

Да, большое количество вещей. От неспособности создать что-то громадное, цельное и современное люди хватаются за маленькие кусочки, маскируя это второй мотивацией: легкая форма, маленькие истории и без того потом. Но реально за всем этим стоит неспособность осуществить целостное высказывание. И это естественно, это же некая естественная реакция кинореальности на «легко действительность». Когда действительность изменится, и кинореальность выдаст что-нибудь второе.

Все весьма гармонично.

Кроме политики, в «Рассказах» вы рассказываете о культуре, о различных культурных их несовместимости и пластах. И фильм, на мой взор, не дает четких ответов на вопрос, как всем нам совместно уживаться в данной действительности. Вероятно ли отыскать неспециализированный язык на этом пестром культурном, а время от времени и бескультурном поле?

Я ни при каких обстоятельствах не думал об этом. Культура – это только итог того, что происходит в обществе, она не есть причиной этих процессов. Отечественное кино – это лишь рефлексия на все эти процессы. Нереально что-то поменять в рефлексии, стремясь поменять сами процессы.

Культура достаточно бессильна что-то поменять, она весьма зыбка. Она может двести лет накапливаться и за десять лет упасть, что мы на данный момент и замечаем. Думается, я фактически опроверг тезис о том, что красота спасет мир.

Да, не спасет.

Красота никогда не спасёт мир!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: