«Квартет и» сдал все мужские тайны
Фанаты «Квартета И» (а в их числе и вся редакция «Около ТВ») ликуют: 1 января Первый канал продемонстрирует кинодетище Ростислава Хаита, Алексея Бараца, Александра Демидова и Камиля Ларина – фильм «О чем говорят мужчины» (режиссер Дмитрий Дьяченко). Для тех, кто не в танке, поясню: «Квартет И» – популярнейший в Москве театральный коллектив, чьи пьесы «Сутки радио» и «День проведения выборов» стали культовыми. Означенные постановки парни переформатировали в кино.
Та же участь постигла и третий Разговоры мужчин «и успешный» – «спектакль Квартета среднего возраста о дамах, кино и алюминиевых вилках».
Даю предупреждение сходу: те, кто привык к юмору «Отечественной Раши» и «Камеди Клаба», а уж тем более Петросяна с компанией, премьеру не оценит. Тем, кто наблюдает кино из-за зрелищ, также вряд ли окажется по душе. В случае если же вы воспитаны на книжках Довлатова и понимаете толк в интеллектуальном юморе, узкой иронии, игре слов – получите от фильма «О чем говорят мужчины» настоящий кайф.
– Отечественная целевая аудитория – это мужчины и умные дамы, – говорит один из авторов сценария и актер Алексей Барац.
По дороге на футбол
Сюжет незатейлив. Четверо мужчин, задавленных домашней бытом, вечно какающими детьми, пилящими офисным абсурдом и жёнами, планируют совместно и едут на машине в Одессу на концерт «Би-2». Они едут не «куда», а «откуда» – хоть ненадолго пробуя забыть, что они – папы, любовники и мужья. А по дороге приятели говорят.
О чем? Очевидно, о дамах.
– Сюжет появился из судьбы, – говорит один из авторов сценария актер Ростислав Хаит. – Мы с Лешей и еще одним отечественным втором как-то улетели в Вену на футбольный матч отечественной сборной, а оттуда забрали машину и отправились в Зальцбург. Три часа в том направлении, три обратно… И все это время мы говорили о взаимоотношениях полов. В то время, когда возвратились к себе, решили написать об этом пьесу…
Итак, мужикам по 40 лет, и они так же, как и прежде не знают дам. Вот, к примеру, что ставит их в тупик: в то время, когда женщина именует собственного мужчину «зайчонышем», либо «небритым Чебураффкой» (с упором на дурашливое «ф»).
– Меня реально от этого тошнит, – согласится Ростислав Хаит. – Исходя из этого я прописал эту сцену как что-то личное, наболевшее. Ненавижу, в то время, когда меня кроме этого именуют «масиком», «зверенышем», «мохнатиком». И вдобавок в то время, когда девушки говорят: «А ты плакаешь?»
Славе возможно лишь посочувствовать: и с кем он лишь общается в реальности?!
Но, и у Леши странноватый таковой опыт общения с дамами.
Вот послушайте один из его экранных монологов:
– Расстался ты с ней… ну, она тебя кинула. И ты ей пишешь: «Я больше ни при каких обстоятельствах не буду тебе писать. Это мое последнее SMS. Я осознал, что ты мне чужая, прощай». А она не отвечает.
Тогда пишешь второе последнее: «Имела возможность бы и ответить. Все-таки нас с тобой что-то связывало…» Позже еще: «Желаю поделиться эйфорией – я прекратил о тебе думать. По большому счету. Так что не звони». А она и не звонит.
Тогда уже совсем запрещенный прием: «Знаешь, а не считая тебя, оказывается, имеется еще прекрасные дамы». И все равно – ничего. И без того еще сто последних сообщений… А самое последнее: «Неужто нельзя быть обычным человеком и хоть раз ответить?» И уже прекратил писать, и еще месяца два прошло, и внезапно приходит от нее: «Снег идет.
С первым днем зимы!»… Ну не суки?
А вот поведанное с экрана Камилем Лариным думается более узнаваемым.
Супруга в помещении что-то кричит мужу, находящемуся на кухне. Он успевает расслышать лишь финиш ее фразы: «… зеленые тапочки». Как разумное существо, ничего не разобравший, не считая окончательных слов, супруг переспрашивает: «Что?».
Она отвечает: «Зеленые тапочки».
Жанна Фриске против Наоми Кэмпбелл
В ходе фильма в беседы мужчин то и дело вторгаются различные персонажи. К примеру, Жанна Фриске. Это приятели, теоретизируя, рисуют друг другу гипотетические картины: проходит, скажем, в городе Бельдяжки съезд мелиораторов, а Жанна Фриске путает его со съездом миллиардеров.
И вот приезжает она в затрапезную гостиницу, слышит в стук в дверь – это сосед-мелиоратор кипятильник требует. Жанна открывает дверь и прям с порога влюбляется в этого хмыря, и… делай с ней, что желаешь…
А хмырь берет и отвечает:
– Не-е-е, Жанна Фриске, я жену обожаю…
«И как к нему нужно относиться – как к правдолюбцу, верному мужу либо легко… м…ку?» – вопрошают приятели-теоретики.
– Не скрою, в то время, когда мы писали эту сценку еще для спектакля – фигурировала фамилия Наоми Кэмпбелл, – говорит Алексей Барац. – В то время, когда стали снимать кино – спросили, а какое количество, фактически, забрала бы за участие в этом эпизоде Тёмная пантера. Гонорар нас оглушил…
– К тому же она назвала меня «зайчонышем», – додаёт Слава.
– И мы остановили собственный выбор на Жанне Фриске – как на недосягаемо красивом сексуальном объекте для большинства мужчин нашей страны.
Олег Меньшиков, бешеные старушки и фашисты
Кроме Жанны в эпизодах мелькают и другие «приглашенные звезды»: Олег Меньшиков,
Василий Уткин, Андрей Макаревич,
Алексей Кортнев. Любой из них якобы снимается в телепрограмме «Сто умных мыслей от ста умных мужчин» и проговаривает коротенький монолог.
Кортнев говорит до боли привычную всем мужчинам за 40 обстановку: приятель предлагает ехать в Чертаново знакомиться с двумя девушками. Еще 20 лет назад ты бы помчался в том направлении на всех парах, а сейчас думаешь: для чего?! К двум незнакомым левым девкам? В Чертаново?!
А на следующий день на работу?!
Тяжелее всего, само собой разумеется, было заполучить в фильм Меньшикова. Но он ходит в тот же спортклуб, что и «Квартет И» а также играется с Хаитом и Барацем в футбол, исходя из этого отказать не смог…
Кроме настоящих людей, в фильме мелькают еще и «гипотетические персонажи» – да какие конкретно! К примеру, старуха, которую нужно перевести через дорогу… Данный укор людской совести, знак, взывающий к добропорядочному состраданию, делается легко навязчивой идеей для храбреца Камиля Ларина. Он все время в собственных снах пробует отыскать дорогу, дабы перевести старух, а те сопротивляются, брыкаются и норовят убежать в другую сторону.
Наконец, блуждающий в тумане Камиль прорывается к дороге – а старухи след простыл.
«О, дорога!» – радуется Камиль. «Для чего нужна дорога, через которую нельзя перевести старуху?!» – звучит голос грузина-шашлычника, и культурный зритель падает со стула от нежданно комичной параллели с ужасным фильмом Абуладзе «Покаяние» и репликой Верико Анджапаридзе: «Для чего нужна дорога, которая не ведет к храму?»
Еще более колоритные персонажи мучают храбреца Алексея Бараца – это нацисты. В то время, когда он не может решить какую-то проблему, скажем, выбрать из двух девочек лучшую, он тут же воображает себе немцев, каковые его пытают, заставляя сделать верный выбор: «Кого ты обожаешь больше – Любу Иванову либо Юлю Яковлеву?!» – кричат нацисты и направляют в глаза слепящий свет – и перед угрозой смерти ответ делается таким ясным: «Любу Иванову».
А дальше мелькает рекламный постер:
«Поможем разобраться в вашем внутреннем мире. Нацисты».
Энди Уорхолл и ресторанные комплексы
А какие конкретно истории говорят храбрецы о тайных мужских комплексах! О том, как опасаются опростоволоситься в дорогих ресторанах, либо о том, как панически шарахаются от современного мастерства:
– Я как-то был в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, – делится собственными впечатлениями Барац. – Вижу: желтый параллелепипед. Надпись: «Желтый параллелепипед»… Ну что это такое? Как возможно через 100 лет по окончании Малевича, что ворвался своим квадратом-манифестом в мастерство, рисовать желтые параллелепипеды?!
В фильме храбрецы насмехаются над всем современным мастерством, выполняя на мотив «Тёмного ворона» замечательное многолосье:
Энди Уорхолл, что ты вьешься над моею головой, Ты поживы не добьешься, Энди Уорхолл, я не твой.
И все-таки при всех комических скетчах, совершенно верно попадающих в нашу жизнь, не следует думать, что фильм «О чем говорят мужчины» – это хохот для хохота. Это еще и история поколения, как говорит Александр Демидов, «с грустинкой». Мы все, кто вырос в Советском Альянсе, все, для кого в юные годы случайно привезенная кем-то из за границы бутылка «Фанты» преобразовывалась в достаток, все, кто мечтал романтическими совершенствами, испытали (либо испытываем?) кризис среднего возраста. Мы так и не обучились убедительно лгать либо хотя бы лгать так, дабы не мучиться позже в припадках рефлексии…
«Взрослые – это те же дети. Больные, седые, постаревшие дети» – звучит диагноз всем нам с экрана.
Что дальше?
Совсем естественным продолжением для фильма «О чем говорят мужчины» стала бы картина «О чем говорят дамы».
– Само собой разумеется, мы об этом думали, – сознается Хаит, – но написать такую пьесу мы не в состоянии, по причине того, что язык дам для нас как… язык шахтеров – таинственный и непонятный.
– Нам бы, как «Камеди Клабу», обзавестись женским составом… – грезит Барац. – Но пока мы ангажировали лишь поэтессу Верочку в надежде, что она напишет что-то забавное, но дело что-то не двигается…
Дело, кстати, с остальными проектами не двигается и у самого «Квартета И». Хаит и на данный момент начали было писать новую пьесу для театра, но застряли, наблюдениями еще не наполнились. Подумывают парни и об экранизации последнего собственного спектакля «Стремительнее, чем зайцы», но вещь это сложная и не через чур кинематографическая.
– В случае если нас до сих пор сравнивали с Гришковцом, то на этот раз сравнят с Кафкой, – смеется Барац.
Но потому, что «О чем говорят мужчины» был суперприбыльным проектом (бюджет картины составил 1,9 млн американских долларов, любой из «Квартета И» положил личные деньги. Отбили и еще получили!), на данный момент парни готовятся к сиквелу «О чем еще говорят мужчины». И, по слухам, в том месте опять будет Жанна Фриске!
А на концерт «БИ-2» киногерои все-таки попадут! И Лева с Шурой споют – с эмоцией – как они это могут. Кстати, к этому фильму музыканты написали целый альбом, что вышел в свет фактически в один момент с картиной.
Илона Егиазарова
Фото Романа Щербенкова