Longin (гевал). рецензия зу
Как бы мы не ругали ветхий хороший русский рок за заимствования и плагиат у западных мастеров в музыке, нельзя не согласиться с тем, что на обычно стибренные ритмы и мотивы ложились тексты высокого качества. Такие сильные поэты, как Цой (Кино) и Кормильцев (Наутилус Помпилиус) поднимали планку собственной лирики на такую высоту, что чтобы принимать во внимание хорошей рок-группой, вольно либо не вольно, а приходилось расти и тянуться вверх. Вспомните это:
Белый снег, серый лёд
На растрескавшейся почва.
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле.
Либо это:
С причала рыбачил апостол Андрей,
А Спаситель ходил по воде,
И Андрей доставал из воды пескарей,
А Спаситель погибших людей.
И вам все станет светло. И смерть русского рока стоило зафиксировать, в то время, когда как раз в текстовой части он совсем сравнялся с поп-музыкой. Какая отличие, под какую музыку петь, в случае если петь одно и также?.. Снова же, для сравнения:
Я обучилась жить одна
Без тебя, без твоих глаз.
Что было дорого тогда,
Уже не следует этих фраз.
Полгода высушенных слёз,
Истерик допила до дна.
На тротуарах белый снег,
Я для тебя сошла с ума.
Это куплет из песни современной рок-группы ГильZа. На большом растоянии ли эти строки отстоят от, допустим, слов песни поп-группы с (характерно схожим) заглавием Plazma:
В небо зонты.
Облака над нами.
Сводит мосты.
Город в тумане.
Рейс ровно в пять —
Опять прощаться.
Что-то терять,
В ком-то теряться.
Тут еще так как поразмыслить стоит, у кого из исполнителей текст посильнее будет, не правда ли?
Само собой разумеется, мёртвый русский рок может ответить на это Бредом Бредовичем Бредянским, комплектом многозначительных словоформ и слов, в которых желающий подыщет себе смыслы сам… но, вообще-то, современная рашен попсня также уже давным-давно обучилась петь с умным видом не меньше многозначительную нелепость. С одной стороны вам Бутусов и лабрадор — за спиной крадется преступник, иначе какие-на данный момент мелкие мальчики загибают пальчики, с одной стороны иномарки целуются, с другой — бей меня, мой сатир. Все нормально, неспециализированный уровень — один.
И давайте будем честны и откровенны — примитивизация русского рока идет в далеком прошлом и с успехом параллельно тому, как растет уровень качество и техники фактически звука. Форма превалирует над содержанием, допустим, в творчестве отечественных эпигонов очень способных немцев Rammstein, группы Mordor. И помой-му юноши стремятся стать фаворитами как раз тяжелой, антипопсовой музыки. Но под призывами, звучащими в их песнях (компромисс не для нас!, фитнесс — убийца!) прячется корявость текстов и беспомощная простота:
Ущербный мир сверкает с телеэкранов,
В какой влекут они бордель?
На адский кастинг гонит, как баранов,
Желанье изменения в модель.
И вот на этом фоне ваш покорный слуга, тоскующий по литературно сильным текстам, обратил еще пара лет тому назад внимание на молодую группу Гевал (основана в 2005 году), фаворитом и полностью основной творческой единицей которой есть создатель идеи, текстов и музыки Олег Юргенс. Причем первоначально зацепили только пара песен (Скульптор и Иуда) и в первую очередь именно музыкой (не скрою, искал что-то индустриальное на отечественной сцене).
Уровень качества оной именно таки безнадежно уступало заграничным примерам, но в названных композициях (относящихся к альбомам Пергам и Гевал) привлекло внимание и текстуальное содержание. Дальше — больше. Уже треки Quo Vadis? и Троя вынудили рукоплескать автору…
И вот сейчас, в то время, когда Юргенс и его команда уже пара отошли от индастриала и, думается, начали обретать творческую зрелость и полную самостоятельность в области музыкального содержания, я с головой погрузился в самый свежий, 2012-го года альбом, носящий наименование Longin.
В случае если легким вашей души кроме этого не хватало дыхания свежих умных глубоких текстов, как и мне, обратитесь к песням Гевала. В том месте не идут сплошь одни шедевры (для того чтобы не было и у приведенных в качестве образцов Нау и Кино), но, поверьте, это второй уровень, это посильнее большей части того, что на данный момент поется под видом русского рока. Но, для чего верить? Судите сами:
Над сводами, на потолке,
В том месте, где копье в уверенной руке
Пронзило бок распятого Христа,
И видели б глаза святых с холста,
Как пьяный ангел пел на потолке —
Сорвался и валялся в переулке…
Как пьяный ангел упал с потолка —
И перья и кровь в нечистом переулке…
И жил бы средь людей на чердаке,
А с крыши бы наблюдал на города,
На сломанные крылья на крюке —
Все как неизменно, всё как неизменно…
(из трека Икар)
О, злом разбуженная древность, как костюмированный бал,
Идут, как Гейзерих, вандалы, и варвары, как Ганибалл,
Красивые, как духи злобы, для бьющихся в экстазе весов,
С тяжелым взором нефилимов храбрецы старых расс.
И смотрит обыватель, как на экзотику,
На всю эту мистику, всю эту готику,
На марширующие легионы,
На вознесенные к небу флаги
И того, в чьих руках артефакт центуриона…
(из трека Артефакт)
Патрокл в шлеме Ахиллеса
Бессердечен, жёсток и неотёсан,
Как дикарь старым ятаганом
Он обезглавливает труп.
И обезглавленное тело
Ногою сталкивает в ров,
Вниз с пирамиды Тамерлана
Из человеческих голов.
(из трека Лабиринт)
Тут всплывают из памяти батальные сцены
В позолоченных рамах из-под корки мозгов,
И смотрят из-под грязи осатанело
Звезды с фасадов столичных домов.
Наблюдает гармонией противоречий
Из ветхого мира на новый мир
Извечных скитаний, перерождений
Победоносный коммунистический ампир.
(из трека Третий Рим)
Опьяняет, как опиум, любая фраза,
В то время, когда её суть вдыхаешь в себя,
Как в пучине стекла ночного трамвая
Заметить, что пропасть наблюдает в тебя.
Разделяя гениальность и безумие,
Как тьму разделяющий свет фонаря,
Кидается разум из крайности в крайность,
Калечась об эти края.
(из трека Муниципальный роман)
От количества аллюзий, ссылок в область истории, мифологии, религии (что принципиально важно — преднамеренных, осмысленных и логично встроенных!) — филолог в моем сердце радуется и смеется и рукоплещет в ладоши, как ребенок. Тут вам и Древний Рим с Христианством (любимые темы Юргенса, красной нитью пронизывающие все его творчество), и Гитлер, и пресловутое жидомассонство, и Мастер и Маргарита, и много-много чего еще — все в стройном поэтическом единстве, а не так, как у нас обожают, понта для. Поэзию Гевала возможно выяснить как раз как Поэзию уже вследствие того что в лирике группы кроме того примитивный рифмоштамп любовь-кровь ощущается свежо, как в стихах великих русских поэтов:
Пой собственные песни, играйся собственной кровью,
Рождайся, коль жить появилась возможность!
Только не забывай, что то, что нас греет через облака,
На всех берегах именуют любовью.
(из трека Волки)
Как в случае если б были крылья, как у серафимов,
И в жилах не бурлила больше кровь,
От третьих глаз во лбу остались лишь жилы,
А от страстей – бесполая любовь.
(из трека Икар)
Я не могу заявить, что Гевал весьма хороши в плане музыки — тут юношам еще имеется куда расти, но как ценитель хороших текстов я уже на данный момент отношу себя к поклонникам данной группы и всем честно советую их творчество к ознакомлению.