Маяковского убили в третий раз
Егиазарова Илона, главред «Около ТВ»,
glavred@vokrug.tv
Обзор телесобытий с 14 по 21 июля.
Кто-то, возможно, ожидает от меня острополитического комментария по поводу ареста Навального и того, как все это освещалось (вернее, не освещалось) по федеральным каналам. Сообщу сходу: Навальный мне скучен. Не считаю его независимой фигурой, исходя из этого не ищу никаких специальных эфиров о нем.
семь дней для меня проходила под знаком поэтов: праздновались юбилей Маяковского, дни рождения Евгения Евтушенко и Андрея Дементьева.
В прошлом посте писала о том, с каким беспокойством ожидаю сериала «Маяковский. Два дня». Разочарована адски.
Во-первых, что за наименование — «Два дня», в случае если продемонстрирована вся жизнь поэта, начиная с первых поэтических опытов?
Во-вторых, какая-то мутная история с показом: чуть ли не в течение года канал «Российская Федерация 1» рекламировал данный проект у себя, а позже стыдливо передал «Культуре», где фильм идет по одной коротенькой серии с понедельника по четверг (и это мало!) в неудобное время. Могу только предпологать: разумеется, у «России 1» случилась размолвка с продюсерами (а «Маяковского» делало семейство Досталей — Дарья и Владимир).
Ранее, как мы знаем, на «России 1» прошел показ «усеченной» версии «Штрафбата» (из сериала были вырезаны «мат» и спорные эпизоды), и создатель фильма Николай Досталь (младший брат Владимира) был очень сильно разгневан. Следом канал продемонстрировал сериал «Раскол» Досталей — и никакого заметного дискуссии этот проект не позвал. И как финальный минорный аккорд — «Маяковский», но уже на «Культуре».
Ах, как же возможно было снять таковой материал! Любопытных книг, свидетельств масса — от воспоминаний Лили Брик до записей Вероники Полонской, от книги Аркадия Ваксберга до мемуаров Василия Катаняна и Инны Генс. Письма, записочки, картинки Маяковского, в итоге…
То, что продемонстрировано зрителю, напоминает набросок к биографии, а не жизнь, полную событий, драм, падений и побед. Не забывайте, в школе к книжкам раньше давали «Хрестоматии», в которых толстые романы усекались до пятистраничных компиляций (дабы иметь представление, как говорили учителя). Вот взглянувший сериал «Маяковский.
Два дня» будет «иметь представление», что был таковой поэт, ходил в желтой блузе, дружил с вызывающим большие сомнения типом Давидом Бурлюком и был сексуально озабочен — набрасывался чуть ли не на первую встречную даму, забывая о предыдущей, скоро делал ей ребенка и исчезал из ее жизни… Ну а стихи — они как-то фоном в его судьбы существовали.
Про подбор актеров желаю сообщить раздельно. Дмитрий Нагиев собственными шоуменскими выходками, ведениями всяких концертов совсем поставил крест на собственной актерской карьере. Наблюдаешь на него в образе Бурлюка — и видишь все наработанные в шоубизе штампы.
Дамы Маяковского все на одно лицо — что Верочка, что Эльза Триоле, что Лиля Брик. Не скрою, ожидала появления как раз последнего персонажа, по причине того, что много лет бьюсь над тайной данной дамы, расспрашиваю всех, кто ее застал при жизни, о впечатлениях… Дарья Досталь совсем не Лиля. Для чего по большому счету продюсер решилась играться эту роль — экономили бюджет?
В случае если честно, я кроме того не знаю, кто бы имел возможность в отечественном кино сыграть Брик: не красивая женщина, но с огромным чутьем (на данный момент бы сообщили «продюсерским») на таланты. Маленькая, хрупкая, а забрала в плен душу огромного мужчины и не производила ее из собственных ежовых рукавичек до самой его смерти. Когда у ее «щеника» образовывался новый «романчик», угрожающий женитьбой, Лиля приказывала «К ноге!», и он бросал все и всех и спешил в дом, в котором жила она, Лиличка, ее бывший супруг Осик и еще большое количество кто в различные периоды.
Но мучимый таковой любовью Маяковский писал самые превосходные собственные строки. Уж не знаю, как по части «пролетарского поэта», но лирик он был вправду очень способный. Вот и думай сейчас: кто она, Лиля — бездушная стерва, муза либо узкий психолог, знавший, как руководить этим человечищем.
Быть может, и вовсе агент ГПУ.
Андрей Чернышов снаружи похож на Маяковского. И, нужно сообщить, в сериале не злит. Проигрывает, само собой разумеется, поэту — харизмой, масштабом личности, но не бесит. Может, оттого, что первые четыре серии показывают как раз «щеника»— Маяковского в «ласковом» возрасте, в то время, когда не было еще списка «обоюдных болей, обид и бед», в то время, когда еще «амурная лодка не разбилась о быт»…
У меня был момент безотносительного счастья, в то время, когда, делая интервью с Инной Генс-Катанян в ее уставленной раритетами квартире (картины Тышлера, Пиросмани, Коровина, коллекция подносов и маслёнок, принадлежавшая Брик, поделки Сергея Параджанова…), я внезапно заметила на стене коврик с уточками. Полностью мещанский, приобретённый Маяковским как образчик возмутительной пошлости. А Лиле данный коврик нежданно понравился — и она повесила его на стену их тогдашней квартиры… И таким теплом воняло от этого метрового куска ткани, таковой чувством и сентиментальной нежностью… Всем тем, чего совсем нет в сериале.
Режиссер Дмитрий Томашпольский пара лет назад делал «Луну в зените» — мини-сериал об Ахматовой — и как раз с щемящей интонацией. Не верю, что он доволен тем «Маяковским», каким его заметил зритель. Возможно, по сериалу прошлись ножницы, по причине того, что первые серии смотрятся как видеоклипы.
Жаль. Кто-то, повторяя известную реплику Пастернака, сформулировал: Маяковский погиб два раза, один раз сам застрелился, второй раз — в то время, когда его прописали главным пролетарским поэтом и стали насаждать, как картошку при Екатерине. В сериале его убили еще раз.
Остается сейчас ожидать другого проекта о Маяковском, в котором Лилю будет играться Чулпан Хаматова…
А по большому счету, просматривая кроме того данный незатейливый сериал, ловишь себя на мысли: в пору, в то время, когда не было интернета и телевидения, события комментировались не Навальными-Леонтьевыми-Павловскими-Шевченко, а поэтами. У них была настоящая власть, влиятельность и реальный авторитет. Последствия данной влиятельности легко почувствовали и поэты-шестидесятники.
В эти дни в бессчётных документальных фильмах говорили о юбиляре Евтушенко, чьи вечера в Политехе становились настоящими событиями для интеллигенции. Вы воображаете, КАК изменилось время, в случае если сейчас место поэтов (людей, поцелованных Всевышним) заняли блогеры — со всегдашней готовностью все на свете высмеять, иронизировать на любую тему…
И напоследок — о «Закрытом показе» Гордона. Как неизменно, в поздней ночи. В воскресенье.
Для трех с половиной самых стойких зрителей. А продемонстрирован-то фильм шикарный, настоящее кинособытие — победитель Берлинского фестиваля «Цезарь обязан погибнуть» братьев Тавиани. Я детально писала об этом фильме именно с самого фестиваля, и свидетельствую: у всех в том месте, в Берлине, от замеченного был шок. В фильме играются не актеры, а зэки — настоящие мафиози, приговоренные к пожизненным срокам, воздействие происходит в настоящей колонии, где ставится катастрофа Шекспира.
Эти лица не нуждаются ни в каком гриме! Но как же они преображаются, в то время, когда вместе с Шекспиром внезапно начинают — в первый раз в жизни! — вспоминать о насилии, власти, дружбе, предательстве!..
Мы с сотрудниками позже лазали по сайту той колонии: зэки в том месте всегда ставят пьесы, производят арт-майки и всякую другую сувенирную продукцию, причем актуальную и креативную. Я осознаю, что у нас второе общество, что криминогенность угрожающая, мы испытываем праведный бешенство по отношению к кучке отморозков, включая мерзавца Помазуна, которого в эти дни делают выводы за расстрел шестерых людей — и посмотрите, как нагло он себя ведет…
Включая водителя КамАЗа, что послал к праотцам18 человек… Слова про «милость к падшим» у нас не трудятся. И все-таки как же гнусно было видеть по телевизору этого водителя, «заботливо» обряженного кем-то в женский халат — желтый с фиолетовыми цветочками… Также так как кто-то решил поиздеваться, подтрунить, приколоться. Время блогеров.
Не поэтов.