Миядзаки об этом ничего не снимал
Глобальная деревня разродилась новым интернациональным проектом: нидерландский режиссер Михаэль Дюдок де Вит снял франко-японский мультфильм в сотрудничестве с легендарной студией Хаяо Миядзаки Ghibli. Красная черепаха стала первой работой студии по окончании ухода мэтра. Отметившись на большинстве респектабельных фестивалей кино, картина дошла до русского проката, а сейчас поборется за Оскар.
С первой минуты анимации либо с одного стоп-кадра ясно, что кино заточено под фестивали. Сюжет предельно несложен. Красная черепаха — это история человека, появлявшегося на необитаемом острове.
Черепаха мешает храбрецу покинуть остров, а после этого оборачивается красной женщиной, и они живут продолжительно и счастливо, не смотря на то, что время от времени случаются проблеме.
Представляем номинантов Вручения Оскара: Лучший фильм на зарубежном языке
Секрет успеха бессловесной ленты у фестивальной публики и критиков — в явном контрасте Красной черепахи с массовой коммерческой анимацией. Замедленный темп повествования, притчевость, спокойные тона, несложная отрисовка, лаконичная композиция кадра — это вам не компьютерные говорящие животные, и вот уже зритель, желающий быть не как все, задумчиво вздыхает, думая об глубине образов и аллегоричности ленты.
Но вся эта созерцательность — не более чем постмодернистский прием, эталонное блюдо, приготовленное по чужому рецепту. И в случае если Миядзаки в свое время удалось найти некоторый универсальный ясный язык для собственных мультипликационных фильмов, дабы при всей их странности и культурной смысловой нагрузке они имели возможность восприниматься человеком западной цивилизации, то авторы Красной черепахи предлагают зрителю лишенную смысла имитацию.
Идеи, заложенные в якобы философское повествование, смогут быть истрактованы по-различному. В мультипликационном фильме поднимаются любви и вопросы одиночества, свободы и счастья, смерти и жизни, но главный герой не проходит собственный путь к счастью — волшебное существо, красная черепаха, ввергает его в это состояние насильно. Что бы ни имели в виду авторы, отвлечься от образа дамы, которая поднимается на пути мужчины и мешает его перемещению вперед, весьма сложно.
Кубо. Легенда о самурае: возможно, лучший мультфильм этого года
С позиций техники, мультфильм безукоризнен. Узнаваемый стиль японской студии гипнотизирует, в особенности в таком аскетичном, лишенном броских выговоров выполнении. Избегание диалогов и соответствующая завораживающим пейзажам музыка поддерживают нужный градус фестивальности, но без особенного медитативного настроя наблюдать мультфильм будет чудовищно скучно.
Быть может, в форме короткометражки история красной черепахи смотрелась более выигрышно, а сократить хронометраж с 80 мин. до 10 возможно было бы без ущерба для сюжета.
в течении всего просмотра не покидает чувство, что создатели еще до начала работы над мультипликационным фильмом договорились снять настоящий шедевр. И в этом основная неприятность Красной черепахи — попытки создать непревзойденное творение лишают произведение всех шансов и естественности достигнуть вершины мастерства.
3.0