Молодость без молодости
Новый, по окончании десяти лет молчания, фильм Копполы «Юность без юности» представляет собой причудливое сочетание лав-стори, румынской эзотерики и сравнительной лингвистики, сплавленных атмосферным электричеством в один ком.
Юность без юности (2007) / Youth Without Youth
мелодрама / триллер
Режиссер: Френсис Форд КопполаВ ролях: Тим Рот, Александра Мария Лара, Бруно Ганц, Андре Хеннике, Марсель Юреш
Коппола, ушедший с головой в продюсерство, не вылезающий из собственной калифорнийской винокурни, курирующий между делом бессчётную и амбициозную кинородню, плюнул на все и уехал в Румынию, где снял собственный первый фильм за последние то ли десять, то ли, как утверждают кое-какие, пятнадцать лет (последнее более правильно, в случае если вести отсчет от «Дракулы»). А в Румынии в это же время прекрасно – тут говорят «домнул», наблюдают, как пушистый снег ложится на православные кресты, и заполняют титры нового фильма Копполы именами на «ру», «лу» и «ку».
Мелькает в них кроме того какая-то Ротару. Данный снег с крестами, что в Америке и размера, возможно, другого, и падает он в противном случае, так впечатлил Копполу, что он при каждом эргономичном случае посыпает намерено подобранным снего-заменителем шапки и пальто, как словно бы храбрецы только что вбежали в кадр с холодка и забыли отряхнуться. Американский псевдо-снег лежит в Румынии красиво, не тает и смотрится весьма мило.
Кроме этого, как нетающий снег, замерло в этом фильме время, не смотря на то, что действующие лица целый фильм то молодеют, то стареют и большое количество передвигаются: из Румынии в Швейцарию, оттуда в Индию, позже на Мальту, позже обратно – к крестам и снегу.
Кадр из фильма
1938-й год. Доктор наук Доминик (Тим Рот) выбежал из дома на холод в домашних тапочках, но с суицидом решил подождать до Пасхи. Дело всей жизни – книга, в которой он выводит теорию всего – не закончена. Для этого нужно выучить еще несколько древневосточных языков, а время иссякло – доктору наук уже семьдесят.
На Пасху, но, также случился конфуз: в доктора наук, готового раскрыть конвертик со стрихнином, ударила молния, и он помолодел на сорок лет. Фашисты, выводящие в собственных лабораториях новую расу господ способом высоковольтного разряда, чудо-румыном быстро заинтересовались, но храбрец ускользает от них в Швейцарию, где видится с любовью собственной юности Лаурой (Александра Мария Лара). Лаура все кроме этого молода, но бывшего возлюбленного не определит, и не так долго осталось ждать в нее также попадает молния.
Под действием третьего за фильм высоковольтного разряда (не забываем про германские лаборатории, где высокими энергиями мучают почему-то лошадь) женщина заговорила сперва на санскрите, позже на египетском и потом на чем-то совсем уже дремучем, так что еще мало, и доктор наук завершит наконец труд судьбы о происхождении языка. Единственная незадача – с каждым продвижением в глубь времен женщина стареет не по дням, а по часам.
Кадр из фильма
Для Копполы экранизация повести румынского мистика-антрополога Мирче Элиаде также в некоем роде была опытом со временем. О том, что помолодевший на тридцать лет доктор наук, пробующий дописать собственный опус магнум – это альтер эго режиссера, сделавшего собственный последний фильм линия знает в то время, когда, зло пошутили и еще прижгли бычком больную рану все, кому не лень.
Но Коппола больше озабочен не тем, как отмотать назад года и богатство, а как стереть из памяти все, чему он обучился в опытном замысле, начиная с эр доисторических, в то время, когда Роджер Кормэн давал ему на перемонтаж ворованную советскую кинофантастику. Итог вышел не меньше необычным, чем в случае если сесть на лошадь, через которую фашистские ученые пропустили миллион вольт: животное наподобие мёртвое, но в неожиданный момент может взбрыкнуть и выдать кренделя.
Кадр из фильма
Мы призываем всех проигнорировать негативный шум и взглянуть «Юность без юности» В первую очередь до конца с открытой открытым сердцем и душой, не смотря на то, что к финалу первой трети фильма многим это покажется задачей практически невыполнимой. Да, в данной картине вправду гуляет американская мечта об умном европейском кино, где в обязательном порядке большое количество и сложно говорят, «экспериментируют», знают слово «метемпсихоз» и переключаются с санскрита на египетский.
Да, Коппола сводит фильм к зачитыванию книжки Элиаде, которая его так очень сильно увлекла, но которую, возможно, лучше прочесть самостоятельно. В некоторых критических местах, в то время, когда женщина, ушибленная молнией, переключается на шумерский и протоэламский, а доктор наук бежит через всю помещение, дабы успеть включить магнитофон, думается, что дело пахнет керосином и автор терпит полное фиаско.
Кадр из фильма
В таких обстановках выручает только Тим Рот, изумительно тут сыгравший, да румынка Лара, которая дивно хороша. Благодаря их дуэту история не растворилась в дебрях сравнительной лингвистики, оставшись легко лав-стори про мужчину с дамой, каковые говорят на различных языках и движутся по различным временам.
Как движется в различные эры в один момент – в жутко старую, в то время, когда кино еще не изобрели, и люди говорили на птичьем языке, и в будущую, в то время, когда кина наконец не будет и наступит счастье – превосходно несвоевременный фильм Копполы. Такая оказалась у него неясная юность. Еще пара миллионов вольт, и старость возможно будет встречать без старости.
Точно.