Мотылёк
Бывают фильмы любимые, а бывают заслуженные. Отличие между ними, может, и мала (время от времени она просто отсутствует), но принципиальна. Первые хочется наблюдать, вторые – нужно. Одни приносят наслаждение, другие – в лучшем случае, удовлетворение. Снова же, не берём в расчёт возможность корреляции – то большая редкость.
Заслуженные не нужно советовать, они и без того прекрасно разрекламированы, за ними – массы. За любимыми лишь ты.
“Мотылёк” как вы, возможно, уже осознали, принадлежит к первому типу. Он был выпущен в 1973-ем. И не остался незамеченным.
Несколько второстепенных номинаций “Мотылёк” собрал, как и приличную по тем временам кассу. Но победил неизмеримо большее – народную любовь и долгую память. Сейчас он на повестке дня.
О времени в том месте не говорится. Но если судить по всему речь заходит о финише девятнадцатого – начале двадцатого столетий. Южноамериканская колония Франции Французская Гвиана употреблялась метрополией в качестве помойной ямы. Ко мне ссылалось на каторжные работы всё вредное и ненужное доминиону: убийцы, преступники, преступники. Тюремный корабль на Гвиану становился для многих дорогой в один финиш.
Возвращались единицы. Тяжёлые климатические и бытовые условия, изнурительный труд и враждебная фауна делали собственное тёмное дело, выкашивая последовательности осуждённых с постоянством и завидным упорством.
местные условия и Расположение крепости фактически исключали любой побег. Скалистый берег и бушующее, кишащее акулами море превращали смельчаков в воистину самоубийц. Да и тюремные порядки касательно беглецов не содействовали проявлениям храбрости.
Наказание было жёстким: два года одиночки (схожей с карцером) к уже имеющемуся сроку при первой попытки и по пять за каждую следующую.
Генри “Мотылёк” Шарьер был осуждён за убийство (которое не совершал) на пожизненное, а потому и не питал особенных надежд на спасение. Бежать было некуда, а хотелось… Известный фальшивомонетчик Луи Дега имел основное – деньги, и мог на определённых условиях оказать помощь Мотыльку. Тщедушному очкарику Дега требовалась защита, а Генри готов был её дать.
Они сблизились, а позже и сдружились. Побег подготавливался, казалось, точно, но их предали. Мотылёк попал в карцер. Два года пытки уничтожили его тело, но не смогли сломать волю. Наученный неприятным опытом, он стал осмотрительней и осмотрительнее.
Неточность имела возможность стоить жизни. И он готовьсярискнуть.
Фильм Оскаровского лауреата Франклина Шеффнера (за “Паттон”) владеет массой преимуществ, главным из которых мне видится актёрский тандем Дастина Хоффмана (Дега) и Стива Маккуина (Мотылёк), один из лучших на моей памяти. Прекрасный Стив Маккуин и потрясающий Дастин Хоффман совместно – о чём ещё возможно грезить?
И юноши играются так, что холодок по коже. Скупое на эмоции, но весьма ясное лицо Маккуина, где живут, вычисляй, одни только глаза, каковые отражают всю глубину и силу эмоций, испытываемых его храбрецом, в полной мере имело возможность бы стать при определённом раскладе и лицом агента 007.
Мотылёк – могучая, целеустремлённая личность, громадный и броский характёр. Маккуин высекает данный образ, как будто бы монумент, запечатляя в памяти и делая знаком не одного поколения. Мотылёк отражает безудержное рвение человека к свободе, огромную жажду судьбе.
Работа Хоффмана более узкая, тут и многозначительные жесты и богатая мимика. Его Дега – мошенник-интеллектуал, человек очень необычный, совсем хороший от вторых. Его спасение – деньги, без них он – никто. Их альянс с Мотыльком взаимовыгодный и взаимодополняющий, один из самых необычных из тех, что мне доводилось видеть.
Их история прекрасна.
“Мотылёк” снят по книге Генри Шарьера, что заставляет думать – по настоящим событиям. Наблюдать его сначала непросто. Через чур продолжительная и нудноватая прелюдия с массой необязательных подробностей. Такая скрупулёзность в изображении рутины не показалась мне оправданной и нужной.
Действительно, после этого события набирают движение. И отечественное терпение искупается сполна. Но, не ожидайте драйва.
Динамики в этом фильме не будет большое количество. И это совсем хорошо.
Размеренное течение сюжета содействует полноценной, без лишней суеты, работе мысли, лучшей чувствительности и полноте ощущений. Ты сближаешься с храбрецами, сливаешься с ними и ощущаешь их, как самого себя. И эта история уже не думается таковой далёкой и монотонной, как сначала.
У неё ещё тот размах.
“Мотылёк” при всех его преимуществах не вошёл в категорию VIP. Из-за чего? Всё весьма легко.
Он аполитичен, не затрагивает высоких материй и не несёт социальной нагрузки.
“Мотылёк” – фильм индивидуалистский. В нём потребности личности ставятся выше публичных потребностей. И каковы бы ни были эти личностные устремления, они не отыщут понимания в известных кругах.
Нам же они по нраву.
“Мотылёк” – это не только песнь отчаяния, не только гимн свободе и не только дань полёту. Это фильм о настоящей мужской дружбе, верности, преданности, чести. О Поступках и Словах.
О мелком громадном Человеке. Глядя на которого, так и хочется сообщить: “Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость судьбы!”