Мужчины, которые ненавидят женщин
Достаточно не так долго осталось ждать шведская литература прекратит ассоциироваться у отечественного читателя с Сельмой Лагерлеф либо Астрид Линдгрен. Грядет бум! Пробирающаяся тайными тропами к сердцам библиофилов, приобретающая восторженные отклики любителей пощекотать себе нервы, трилогия Миллениум шведского писателя Стига Ларссона — это, возможно, основное открытие последних лет в области остросюжетных детективов.
До тех пор пока большие издательские компании думают-гадают, переводить ли автора на русский язык, за границей книги Ларссона расхватываются как тёплые пирожки. И, как принято сейчас, за книгой подоспела и экранизация. До тех пор пока — шведская, но как робко намекает последовательность специальных изданий, не исключена и голливудская версия, которой, возможно, займется сам Тарантино.
Пока же перед нами фильм датского режиссера Нильса Ардена Оплева по первой книге трилогии называющиеся Мужчины, каковые ненавидят дам.
В первую очередь, стоит заявить, что перед нами чисто европейское кино, без необходимых голливудских штампов. Оно размеренно, если не сообщить лениво, но, к тому же, держит зрителя в напряжении до конца. Жёсткие, но прекрасные природные пейзажи, приглушенные цвета — север во всей своей наготе. На этом фоне перед зрителем разворачивается драматическое, если не сообщить, твёрдое повествование о духовном кризисе современной Европы.
В случае если в начале 20 века философ Шпенглер пророчил Ветхому свету всего лишь закат, то Оплев за Ларссоном констатирует уже процесс разложения. Тут еще подчернуть, что сам Ларссон, погибший в 2004 году и не заставший выхода собственной трилогии, был человек левых политических убеждений, борцом против правой реакции в собственной родной стране.
Журналист издания МиллениумМигель Блюмквист (актер — Микаэл Нюквист) приговорен к нескольким месяцам заключения в тюрьме за, якобы, клевету на глубокоуважаемого предпринимателя. Но мы то с вами знаем, что буржуа, торговавший оружием, от суда. Коротая время в ожидании горячей и комфортной (правда-правда!) камеры, Мигель принимает приглашение влиятельного капиталиста и богатого, некогда руководившего промышленным концерном, Хенрика Вангера.
Последнему никак не позволяют спать мысли о пропавшей 40 лет назад племяннице Харриет, которую, как он предполагает, убил кто-то из участников семьи. Раскапывая прошлое Блюмквист находит свидетельства того, что кое-какие из участников семьи Вангер были нацистами. Этим некоторым расследование пронырливого журналиста очевидно не играется на руку, в особенности, в то время, когда всплывают значительно более пугающие факты из их жизни.
Одновременно с этим Блюмквисту вызвалась помогать девушка-хакер Лизбет Саландер (актриса — Номи Рапас), которая признана психически ненормальной за то, что в юные годы пробовала убить собственного отца. Но, опять-таки зритель осознаёт, что и клеветник Блюмквист и ненормальная Саландер не те, за кого их принимает совокупность. Они только жертвы события.
А кто настоящие изуверы? Насилующий Лизбет богатый опекун — садист и свинья, маньяки и фашисты из богатого дома Вангеров и другие благопристойные с виду обитатели страны, в которой помой-му все прекрасно, чинно и благородно.
Фильм Мужчины, каковые ненавидят дам не рекомендуется лицам, моложе 18 лет. Думаю, не только из-за сцен насилия. Юные зрители просто не осознают кошмаров сытого существования.