Немой: касабланка, неон и капелька твин пикса (рецензия)
Новая картина Дункана Джонса очевидно не пришлась публике по вкусу. Критики стёрли с лица земли Немого, простые зрители также не в восхищении. В чем же дело?
Неужто фильм вправду так нехорош?
Как видите, я поставил Немому достаточно высокую оценку. Реакция других зрителей в этом случае мне малопонятна. Да, от создателя Луны 2112 хотелось заметить что-то большее, но понимаете, проигнорировать преимущества также как-то довольно глупо.
Итак, о чем фильм?
Место действия: послевоенный Берлин будущего. Лео Байлер — бармен в ночном клубе, в юные годы он пережил несчастный случай, в результате которого утратил возможность сказать. Родители принадлежали к коммуне амишей и запретили делать сыну операцию. Сейчас Лео живет в громадном городе, где футуристический блеск сочетается с грязью и разгулом преступности. Юноша остается верен заветам своих родителей, носит несложную одежду, практически не пользуется транспортом и электроникой.
Он чудаковат, но честен и открыт этому миру. И понимаете, у него имеется женщина! Которая, действительно, скоро исчезает, а Лео кидается ее искать.
Тут же, в Берлине, живет американец Билл по прозвищу Кактус, в прошлом полевой врач, а сейчас изменник, что извлекает пули из задниц преступников, дабы сделать поддельные документы и вместе с маленькой дочкой свалить из этого проклятого места.
По ходу истории создается чувство, что дороги этих персонажей проложены параллельным курсом, ну либо город все-таки весьма мелкий, и Кактус всегда натыкается на Байлера то тут, то в том месте. У них имеется неспециализированные друзья, но думается, больше они никак не связаны. И оба они, так или иначе, приводят к симпатии.
Первого, Лео, как вы имели возможность додуматься играется Александр Скарсгард, хороший член гениального семейства, обладатель прочих плюшек и Золотого глобуса за роль в Громадной маленькой лжи. В Немом он также очень оптимален. Образ оказался милый, простой, но не жалкий.
Юноша может показаться замкнутым в себе, и разумеется, что он вправду привык к одиночеству, но вместе с тем Лео всегда творит, режет по дереву, рисует, так контактируя с миром. И самое основное, он готов на все, дабы разыскать собственную любимую. И это принципиальный момент истории.
Роль Кактуса со своей стороны выполняет Пол Радд. Комедийный актер, он в этот самый момент достаточно забавен, так что его храбрецу легко прощаешь грубость с окружающими а также периодические вспышки гнева, благо мужик отходчив, а вдруг и наваляет кому-то, то вероятнее за дело.
Тут, думается, по большому счету нет на 100% отрицательных персонажей. Кроме того не шибко умный громила, прислуживающий русскому чернокожему мафиози, и тот в чем-то импозантен. Либо вот приятель Билла Кактуса — Дак Теддингтон в исполнении Джастина Теру из Малхолланд Драйва. По всем законам жанра он обязан предать товарища.
Да и другие обстоятельства ненавидеть Дака у зрителя имеется, но вот не получается ненавидеть! Неоднозначно тут все.
С Надирой, возлюбленной Лео, также обстановка занимательная. Играется ее немка Сейнеб Салех, прекрасная и мало грустная женщина с голубыми волосами. Вы удивитесь, но думаю, данный персонаж навеян Твин Пиксом. Нет, я не про дело синей розы, не смотря на то, что цвет волос в самом деле имел возможность прийти оттуда. Но в остальном это же вторая Лора Палмер! Одна погибает в начале сериала, вторая. У обеих имеется чёрные тайны, о которых они не в силах поведать кроме того самым родным.
И наконец обе девушки отличались необычной свойством влюблять в себя всех окружающих. Помимо этого, в финале приготовлена и более явная пасхалка, отсылающая зрителей к детищу Дэвида Линча и Марка Фроста.
Но, основным источником воодушевления для Дункана Джонса послужил, конечно же, не Твин Пикс, а хороший голливудский нуар Касабланка 1942 года. Додуматься об этом нетрудно, благо Немой во многом повторяет сюжет одного из лучших фильмов в истории, да и режиссер сам об этом сказал. Так что не с Райаном Гослингом необходимо сравнивать Александра Скарсгарда, а с самим Хамфри Богартом.
По большому счету попытки сопоставить картину с тем либо иным Бегущим по лезвию кажутся мне пара глупыми ввиду собственной поверхностности. Родственные сеттинги, визуальный стиль, но по сути собственной, совсем различные вещи. Немой — это не киберпанк, это что-то, балансирующее между мелодрамой, комедией, триллером и детективом. Сеттинг тут нужен легко в качестве современного переосмысления нуара.
Совершенно верно так же вы имеете возможность сравнить Немого с Формой воды, потому что это такая же ода киноклассике, лишь выполненная неожиданным методом.
В целом я считаю опыт Дункана Джонса успешным, но не безукоризненным. Так сначала вы с нетерпением ожидаете, в то время, когда же эта Надира уже испарится. И неприятность не в актрисе, а в том, как очевидно обставлен ее уход, с какой тщательностью режиссер обыгрывает древние штампы.
Ну, и по большому счету вся эта наивность черно-белого кино в неоновом сиянии воспринимается уже не так гармонично.
Помимо этого, Немому местами не достаточно бюджета. Это не через чур портит чувство, поскольку картина и не сосредотачивается на каких-то эффектах, но роботов для секса возможно было бы и красивее слепить, к примеру.
Что еще имело возможность прийтись не по душе зрителям? Неоднозначность персонажей, неопределенность жанра… На мой взор, так лишь увлекательнее, но хорошо.
Многие критики ворчали, дескать, вымучено все это, и неясно, что же желал сообщить создатель. Не уверен, что режиссер вот прям обязан что-то такое желать сообщить, но думаю, определенная финальная идея тут имеется.
Немой — это история о поиске голоса, и вопреки слогану храбрецу ленты необходимы слова. Он зафиксирован в собственной детской травмы. Как словно бы его не спасли тогда. Сестра стоит на берегу, а он тонет в воде с раненным горлом. И в будущем любимая дама опять делается для Лео надеждой на спасение.
Иными словами, пробуя спасти принцессу, принц выручает самого себя. По-моему, это достаточно вторично, но красиво.
А вот что в фильме безупречно, так это музыка! Клинт Мэнселл снова поработал вместе с Джонсом и написал для него отличный саундтрек. Я не отыскал его в Сети, так что сейчас на повторе последние сцены фильма.
Итак, Немой — это очередная ода киноклассике? Остановимся на этом? Либо лучше вторично, но красиво? Я не знаю.
Меня та честность, с которой все это было воплощено в судьбу. Мне понравилось, как режиссер играется с настроением истории, заставляя нас радоваться либо стискивать зубы. И финал вышел твёрдым, сильным и очищающим, как по мне.
Так что, вероятно… легко вероятно… это все-таки не так нехорошее кино.