Несносный луи
добрячок и Комик на сцене, он покинул все собственный лучшее в кино. Родным же достались лишь его самые нехорошие качества.
Уморительный заморыш
Чтобы пробиться через невозмутимо сомкнутые последовательности соперников, де Фюнесу было нужно израсходовать 44 года судьбы и отметиться в 75 (!) кинофильмах. Лишь по окончании картины «Не пойман — не преступник» 1958 года широкая публика рассмотрела существование уморительного заморыша де Фюнеса. Наряду с этим коллеги по цеху до обидного несправедливо воротили шнобель от «новобранца»: кроме того великий Фернандель игнорировал будущую звезду, забыв о том, что именно у Луи перенял фирменную собственную штучку — глазной тик.
А Жан Маре, красивый мужчина мужчина, никак не имел возможности забрать в толк, что зрители находят в этом маленьком эксцентричном человеке. Из-за чего набивающийся в тесные храмы синематографа люд сползает под кресла от смеха, глядя на этого рано полысевшего галльского «петушка», подозрительно взирающего на целый божий свет, с клокочущей, захлебывающейся, сбивающейся на визг речью?..
К тому же Маре в «Фантомасе» пробовал поразить мир тем, что самостоятельно выполнял все страшные трюки, в то время как за Фюнеса в поте лица пахали каскадеры. Но по окончании выхода фильма на экраны выяснилось: все эпизоды с Маре остались на полу монтажной помещения, а вот мужеством и отменной физподготовкой гномика Луи восхищались все подряд! Неизменно применяя дублера, Луи однако обожал, в то время, когда восхищались его трюками.
«Он не сказал, что делал их сам, — вспоминает дублер Марсель Галлон, — но и о присутствии в кадре каскадера ни разу не согласился».
Ирония судьбы — в прошлых экранизациях романов Аллена и Сувестра роль инспектора Жюва игрались писаные красивые мужчины, а успех сопутствовал самому комичному актеру из всех, что возможно было придумать.
«В самый раз уже и наименование фильма поменять на «Жюв против Скотленд-Ярда»!» — в сердцах кинул Маре, забывая о том, что в «инспектора Жюва» ребятня всех народов и стран ни при каких обстоятельствах не игралась. А вот в Фантомаса — за милую душу.
В чем же сущность феномена называющиеся «Луи де Фюнес»? Не являясь ни для кого примером для подражания, он чуть ли не насильно вынудил всех смеяться над собой. Причем шутовской колпак он нахлобучил на голову только по хорошей воле.
Его гнали отовсюду
Потомок старого аристократического португальского рода Карлос Луи де Фюнес де Галарца появился 31 июля 1914 года. Мелкий взъерошенный мальчуган, не имевший никаких свойств к школьным наукам, срывал аплодисменты сверстников одним, единственно привычным ему методом. Он неподражаемо копировал повадки ненавистных преподавателей, за что систематично изгонялся из класса.
Неудивительно, что лет эдак в десять местный университет образования поставил жирный крест на сорванце, что не помешало ему с грехом пополам, но окончить дрянной провинциальный лицей.
Затем он устроился в швейную мастерскую, где скоро возненавидел буржуя-директора и его любимицу — канарейку. Спустя семь дней юноши выставили вон, застав за метанием булавок в птичку, у которой на земле нервного стресса стали вылезать перья. Позже мальчишку изгнали из фотоателье, где он устроил пожар, подбросив петарду в коробку стола. Следующим и далеко не последним пунктом назначения был шляпный салон, откуда юного де Фюнеса пнули за… любовь к кино.
Насмотревшись чаплинских проказ, он игриво плеснул воды в лицо управляющему. После этого юный человек был чистильщиком обуви, декоратором витрин, жестянщиком, коммивояжером, скорняком… А позже… позже была война, заставшая француза в роли пианиста безвестной парижской забегаловки. Кстати, в окопы Второй мировой войны Фюнес не попал вследствие того что его забраковала призывная комиссия — двадцатилетний парень имел 1,64 см роста при весе 55 кг.
К тому времени он был женат на Жаннин Бартоламьи — внучке известного писателя Ги де Мопассана. А первая его любовь прошла мимо — женщина, для которой 16-летний парнишка устроился в чертежную мастерскую ее отца, в упор не подмечала невзрачного кавалера, что так и не решился подойти к предмету воздыханий. В качестве компенсации будущее подарила ему знакомство с будущей женой.
Не обращая внимания на бурные протесты семьи, Жаннин всем сердцем полюбила недотепистого парня, умудрившегося разбить при знакомстве с ее родителями горшок с цветком — гордость ее мамаши. Прознавший о «теплых» эмоциях родственников жених отомстил… На церемонии бракосочетания на потеху гостям он беспрерывно строил мины — посредством ушей, глаз, бровей, носа, подбородка и языка.
Брюзга, жмот, тиран
Перед тем как де Фюнеса стали нежно именовать «мелкий Фю-Фю» и предлагать огромные платы, его семья успела пережить много лишений. Возможно, исходя из этого, в то время, когда денег в семье стало столько, что ими возможно было вскормить пара поколений галльских кур, де Фюнес поражал родных собственной прижимистостью. Он самолично контролировал все счета и до одури торговался на недорогих рынках, беря провизию.
в один раз он вынудил собственного сына обменять только что приобретённые ботинки на более скромные: ему показалось, что платить так много за «какую-то обувь» — несусветная глупость. Старший Луи всегда носил при себе связку ключей от всевозможных шкафов, ящиков и дверей: опасался, кабы чего не похитили. Прослывший редким брюзгой артист вправду совсем ничем не напоминал искрометного бодрячка из кино.
Соседи его роскошных апартаментов несчетное число раз перекрестились, в то время, когда семья де Фюнесов переехала за город в древний замок Шато де Клермон. Оказывается, в то время, когда актер слышал шум за стеной, а на часах было позднее 22 часов, он звонил в полицию, а позже потребовал возмещения морального вреда!
«Я не обожаю общества, — откровенничал он в редких интервью, — у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от радости, я провожу со своей семьей. Выходы в свет? — Слыша данный вопрос, он мрачнел и пускал в движение любимый афоризм. — А понимаете ли вы, что самые громадные глупости совершает человек с бокалом в руке?!»
в один раз шутки для де Фюнес повесил на дверь собственного дома табличку: «Торгую радостью с 9.00 до 18.00». К его величайшему раздражению, у ворот вправду выстроилась очередь желающих взять порцию хохота! Бедняги не знали, что целый заряд собственного юмора артист без остатка выплескивает в фильмах, практически ничего не оставляя для личной судьбы. Один журналист с удивлением увидел:
«Тяжело представить себе, что данный мелкий, весьма важный человек заставляет смеяться всю Францию».
А вот для собственных домашних он был настоящим тираном… Ох, как буйствовал артист, в то время, когда выяснил, что ни один из его сыновей не планирует стать продолжателем актерской семействе.
«Не вздумай мне перечить! Тебе роли приносят к себе на блюдечке! А какое количество было нужно испытать мне, перед тем как я добился известности?!» — кричал он на младшего, Оливера.
А тот забрал и променял свет прожекторов на кресло пилота «Эр Франс», по окончании того как снялся в шести картинах. Старший сын Патрик также принес разочарование отцу, став доктором. Пожилой, смертельно утомившийся и опустошенный заботами человек с «комплексом бедности» трепал нервы всем, но больше всех — самому себе.
В январе 1983 года Луи продолжительно сидел на скамейке в саду среди собственных роз, а позже обратился к садовнику:
«Не знаю, из-за чего у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к дому, тем дальше он от меня…»
В тот вечер у него особенно болело сердце, но Луи не жаловался, лишь увидел мельком, что, возможно, где-то подхватил грипп. Утром он вышел к жене со словами:
«Я скучаю один в собственной комнате…»
Это были его окончательные слова.
Валерий Девяткин, Факты и Аргументы