Ночной дозор
В мире полным полно людей, которых не устраивает существующий порядок вещей, и каковые не прочь поменять его, направив в необходимое, удачное для себя, русло. А что будет, в случае если любой начнет делать то, что ему хочется? Ясно, что ничего хорошего.
И дабы оградить добропорядочных граждан от посягательств на их законные права и свободы правительство основало массу осуществляющих контроль и надзирающих органов. Их функции разнообразны, а каковы, возможно додуматься по заглавию: милиция, налоговая администрация, санитарно-эпидемиологический контроль, патруль времени, иммиграционная работа (“люди в тёмном”) …
Среди всего множества этих организаций имеется одна, о которой мы сейчас и поболтаем. Она именуется “Ночной дозор”.
Испокон столетий на Земле существовали две могущественные, непримиримые силы: света (хороша) и тьмы (зла). в один раз они схлестнулись ни на судьбу, а на смерть.
И была великая битва, и гибли люди, и не видно ей было финиша. И кто-то в том месте, наверху, в небесах, пристально присмотревшись, понял, что силы то у противоборствующих сторон полностью равны, и что если не прекратить войну, то не так долго осталось ждать в живых не останется никого. И было заключено бессрочное перемирие, результатом которого стало образование двух осуществляющих контроль друг друга работ: “Ночного дозора”, смотрящего за чёрными силами, и “Дневного дозора”, действующего в обратном направлении.
Говоря “бессрочное”, я не подразумевал “вечное”, так как еще в те древние времена было предсказано, что когда-то зыбкое равновесие будет нарушено возникновением “Великого Иного”. На чьей стороне он окажется, та и возьмёт решающее преимущество в борьбе с соперником. Но это произойдёт еще нескоро.
А до тех пор пока на дворе 1992 год. Москва. Убогая квартирка пожилой знахарки. Ее визитёр в отчаянии.
От него ушла любимая супруга. Сбежала с богатым любовником. Антон сам еще не решил, что именно желает от старая женщина, но она сходу берет инициативу в собственные руки. И вот уже шаманит помаленьку, накапливая злобу, дабы выплеснуть на жертву. В кульминационный момент в помещение врываются агенты “Ночного дозора” и берут колдунью с поличным.
Вся процедура происходит на глазах ошарашенного Антона.
Опера поражены. Данный юноша их видит, а ведь они трудятся в “сумраке” (втором измерении). Значит, он – “другой”, а это – большая редкость.
В тот сутки Антон был завербован в “Ночной дозор”, и вот уже 12 лет находится на работе у сил света. Но лишь на данный момент ему доверили серьёзное своевременное задание.
Высокочувствительные сенсоры следящих устройств сотрудников-аналитиков зафиксировали телепатический зов вампира, ведущего несанкционированную охоту на попавшего в его сети ребёнка. Антону поручено отыскать нарушителя и задержать. Простая на первый взгляд, не смотря на то, что и небезопасная, работа ведет к неожиданным осложнениям, вовлекая в конфликт все новых и новых участников.
В сутки премьеры кинозал был полон. Крупномасштабная и грамотная рекламная компания выцепила народ с дач, пляжей, комфортных квартирок с кондиционерами. В разгар лета сделать это неизменно непросто.
А тут такое дело: на экранах первый российский блокбастер, сделанный по голливудским стандартам. Революционные для полнометражного отечественного кино эффекты с применением комбинированных съемок, грима, трехмерного моделирования, монтированные в наибольшей Лос-Анжелесской студии, той самой, где Тарантино трудился над второй частью “Билла”, самые броские звезды российского кино и эстрады, крепкий сценарий от популярного писателя-фантаста Сергея Лукьяненко – весомые доводы за то, дабы взглянуть картину.
Все это – данные, предпосылки, надежды, которыми сыт не будешь, и каковые мало что означают. Как они реализовались и сложились в необходимый рисунок делать выводы каждому лично.
На фильм пришло много поклонников таланта Лукьяненко, которым было с чем сравнивать. Я не просматривал, в то время, ни одного романа трилогии, да и по большому счету, с творчеством этого автора не знаком. Мне не сложно быть беспристрастным, исходя из этого слушайте.
“Ночной дозор” – современная фэнтези, поставленная на русском материале. В фокусе – Москва постперестроечной эры, совковая реальность, немытая Российская Федерация, вызывающая противоречивые эмоции. Мне не нравится наблюдать в кино на то, что в далеком прошлом приелось в повседневной судьбе и вызывает не через чур много приятных чувств.
Но это – мелочь, на которой не следует заострять внимание.
Российские реалии неизбежно переносятся на сюжет, в котором фактически все волшебные силы, термины и приёмы завязаны с отечественной судьбой. Заметить в действии колдовство старая женщина, как две капли воды похожей на бабульку из соседнего подъезда, ощутить силу действия проклятий, каковые каждый день разбрасываешь пачками направо и налево, отыскать в памяти твёрдый взор случайной прохожей, с которой столкнулся пару дней назад в толпе, ну, вылитой “Воронки” из ленты (ходячей беды) – и делается мало страшно. Если бы эта тема была продолжена и более полно раскрыта, имело возможность бы окажется что-то ужасное.
Но эпизоды так таковыми и остались, сменившись на другие, силы и иной направленности. Чередование разнородных фрагментов, лиц, событий, помой-му и связанных между собой, не только додаёт картине динамики, но и придает не весьма приятный рваный ритм. Исходя из этого и интерес к фильму изменяется скачкообразно.
Зрительные эффекты, быть может, и впечатлили бы кого-то, кто первый раз пришел в кино, но в Америке фильмов для того чтобы уровня выходит штук 15 каждый год. То, что для России, есть прорывом, на Западе, если не вчерашний сутки, то уж совершенно верно – добротный средний уровень. Восхищаться тут особо нечем, но в сочетании с уже вышеупомянутыми составляющими сюжета и в полной мере приемлемой актерской игрой “Ночной дозор” оставляет приятное чувство.
Большие денежные вложения в проект национального масштаба поспособствовали качественному выполнению собственной работы создателями фильма и наложили определенные обязательства перед спонсорами. Их имена выплывали перед отечественными глазами в течении всего сеанса и приводили к тихой ярости. Двадцать лет назад подобный прием применил Джеймс Кэмерон, одев Терминатора в тёмные очки с логотипом компании (не помню уже какой), финансирующей фильм.
Тогда это было так изящно и непринужденно, что я кроме того не увидел. Но, я не заметил бы и более явные вещи в силу юного возраста, сильнейшего потрясения и отсутствия опыта от картины. А на данный момент рекламас экрана в неимоверных количествах.
Nokia, МТС, 1-ый канал (ОРТ) и иже с ними дерзко, с нахрапом, врывались в сознание и показывали нам на отечественное место во всемирной империи киноразвлечений. Все это отдает дилетантством.
Смотря “Ночной дозор”, нечайно проводишь параллели со сборной команды Российской Федерации по футболу, для которой попасть в элиту (16 лучших) – уже предел мечтаний. Так и тут – соблюли виртуальный голливудский стандарт и уже радостны. А дабы стать лучшими, нам нужно еще пахать и пахать. И только в то время, когда люди посчитают твою работу хорошей именоваться русским киностандартом, примером, тогда можно считать, что вправду чего-то достиг.
Предпосылки к этому имеются, причем достаточно весомые.
Кроме того верю, что это произойдёт. В то время, когда? Хотелось бы сохранять надежду, что в один момент с выходом в свет “Дневного дозора”.
Но, памятуя о сборной команды Российской Федерации, я лучше промолчу.
P.S. (спустя 6 лет). Книгу слушаю уже в третий раз, смакую и наслаждаюсь. Кино производить перерасмотрение не тянет.