Новый мир
Так вышло, что три дня подряд я наблюдал фильмы, тем либо иным образом связанные с веком семнадцатым, вернее кроме того с его началом. “Распутник” уносил нас в год 1606-ой, сюжет “V – значит вендетта” стартовал в 1605-ом, а сегодняшний “Новый мир” поведал историю из 1607-го. Специально не придумаешь. Думаете, между ними имеется хоть что-то общее? Зря.
Так о чём же последняя?
Британские колонисты под управлением капитана Кристофера Ньюпорта достигли неизвестных земель и назвали то место Вирджинией. Прибились к берегу и обосновали форпост. Продолжительное плавание изрядно потрепало людей, опустошило ресурсы, и тем ничего не оставалось, как высадиться в незнакомый мир и постараться в нём закрепиться.
Часть людей отправилось на родину за подмогой, а другие были вынуждены обустраиваться и налаживать отношения с краснокожими здоровяками-аборигенами, обладавшими территориями и не хотевшими их дробить с чужаками. Тут требовался особенный дар убеждения, коим никто из колонистов не обладал. Мало осталось и тех, кто хотя бы имел возможность за себя постоять в ратном деле.
Капитан Джон Смит был одним из немногих. На рандеву с вождём племени делегировали как раз его. Похоже, что офицеры в те времена были наделены кое-какими дипломатическими свойствами, раз Джону удалось поразить миролюбивых индейцев. Будь они хотя бы мало злей, быть может, Америки в том виде, в каком её знаем мы, и не было.
Но аборигены приняли парламентёра в собственную семью, тем самым предоставив отсрочку его товарищам.
Но, не всё решил случай и добрая воля принимающей стороны. Жизнь Смиту спасла любимая дочь вождя. Как её тогда кликали, доподлинно неизвестно, а позднее назвали Ребеккой.
Но до тех пор было ещё на большом растоянии. Пока же юные люди понравились друг другу, и проводили совместно всё свободное время. Незлобивые индейцы были чужды собственнических взоров, и разрешили этим отношениям развиваться.
Ребекка и Джон-футур полюбили друг друга.
Позже настала пора возвращаться, и Смит покинул племя. Он сожалел об покинутом в лагере “сокровище”, тосковал о замечательно совершённом времени, но действительность была такова, что у побережья его ожидали соотечественники, люди, с кем он дробил лишения и хлеб в долгом плавании и за кого отвечал по долгу работы. Его племя недоедало, мёрзло, заболевания отбирали лучших бойцов.
Джон принял власть из рук утративших всякую надежду на успешный финал товарищей. Интересы его общины всё больше входили в несоответствие с замыслами аборигенов. Надвигалась война.
Смиту было тяжело. По другую сторону жила его любовь, люди, которых он познал и зауважал. Но выбора не было.
Так начиналась история освоения нового мира, поведанная Терренсом Маликом и снятая им же на плёнку.
Кто знаком с творчеством этого человека не понаслышке, точно прикинет, к чему направляться подготовиться и на что рассчитывать. Фильмы Малика – огромное наслаждение для одних, и жёсткое опробование для других. Выдержать которое под силу далеко не каждому. Чисто визуально Малик делает собственную работу мастерски. Недаром единственным упоминанием о “Новом мире” на “Оскаре-2006? была номинация за операторскую работу.
Теренс не обожает трудиться в студии, и всё, что я у него видел, было только натурным. И тут мать-природа – на первом месте. Люди сливаются с ней, и становятся частью пейзажа, такой же естественной, как травы, деревья, небо.
Появление в кадре человека редко сопровождается звуками. В большинстве случаев, это музыка либо природные шумы. В том, как снимает Малик, чувствуется волшебство, что далёкое и инопланетное.
Одна беда, с эмоцией меры у режиссёра не всё в порядке. Само собой разумеется, на мой субъективный взор. Одно дело наслаждаться природой на природе, совсем второе – на экране простого телевизора либо монитора. Кроме того на громадном экране лицезреть эту нудятину тяжело.
А дома уже по окончании двадцати мин. ты начинаешь ёрзать на стуле. Малик замедляет время, но ты то живёшь в собственном. И в то время, когда полоса прокрутки фиксирует первые полчаса просмотра, тебе думается, что прошло не меньше часа. Зная, что в первых рядах ещё два (по Малику), ты сатанеешь. И начинаешь колебаться: отключить либо продолжить мучения. Сюжет то отнюдь не нехорош.
Завязка разрешает сохранять надежду на занимательное продолжение. Не торопитесь принимать радикальное ответ – дорогу осилит идущий. Тут нужно перетерпеть.
Не сообщу, что в финале вас ожидает что-то особое. Легко ближе к середине успокаиваетесь вы, ускоряется Малик, и дело идёт на лад. Да и в кадре имеется на кого взглянуть. Колин Фаррелл, Кристиан Бейл, Дэвид Тьюлис, Кристофер Пламмер – хорошие актёры, не склонные отбывать номер. Играются они без блеска, но картины не портят.
Но К’Оринка Килчер в роли Ребекки смотрится эффектно. Она – как свежий ветер среди вековых дубов: неузнанная, необычная, живая.
Вы ничего не утратите, если не посмотрите “Новый мир”, и мало что купите взглянув. Поклонники Малика будут довольны, все остальные – вряд ли. “Новый мир” – второе, ни на что не похожее, кино. Как “Тонкая красная линия”.
какое количество было фильмов о второй мировой войны, но пришёл Малик и снял “ТКЛ”. Не так, как все, по-второму. Он – не первый, кто проиллюстрировал один из эпизодов покорения Америки.
И снова то же самое.
Многим из тех, кто ходил на “Новый мир”, он понравился. Но большинство решило этого не делать. И я их замечательно осознаю.