Один в один

Обзор зарубежной прессы по фильмам «Враг» и «Двойник»

Все мы сто раз слышали байку: дескать, у каждого человека в мире найдется двойник, правильная копия – до каждой реснички, до морщинки, ну легко один в один. Поверить в это, само собой разумеется, нереально… Мы же все – грамотные люди и знаем, что имеется такая наука как генетика. И как раз от этого знания эффект от встречи с человеком, сделанным на ксероксе, будет поразительно замечательным. Когда шок спадет, последующая реакция возможно различной: любопытство, ужас, сомнение, агония

Двойник (2013) / The Double

драма / комедия / триллер

Режиссер: Ричард АйоадиВ ролях: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска, Уоллес Шон, Ясмин Пэйдж, Ноа Тэйлор

Итак, двойника вы все-таки встретили. Снаружи он всецело аналогичен, кроме того наряжается так же, не смотря на то, что видите вы его, в случае если возможно так сообщить, в первый раз. Но в это полный антипод.

Какой тогда будет ваша реакция?

Белый воротничок Саймон сначала был шокирован, но все же заинтригован. Он пытал вопросами собственную копию, расспрашивал сотрудников, не подмечают ли они ничего необыкновенного, и сам с прищуром всматривался в собственный лицо на чужом человеке.

Кадр из фильма «Двойник»Один в один

Саймона – забитого и робкого неудачника – играется Джесси Айзенберг, его раскованного двойника – он же. Конечно же, запрещено без девушки грезы, образ которой доверили полячке Мии Васиковске. За постановку взялся колоритный персонаж IT Crowd Ричард Айоади, он же писал сценарий.

Помогал ему в работе над сюжетом Ави Корин.

«Мрачно и депрессивно, пропитано немощной гневом и сбитыми амбициями. Это безрадостная и чёрная комедия, взвинченный самоанализ, не дающий ответов на простые вопросы. Нужно признать, “Двойник” – не уникальная мысль, он такой не был кроме того во времена Достоевского, но это хорошая история, и Айоади сделал прекрасную копию», – пишет англичанин Генри Барнс (Henry Barnes/The Guardian).

Достоевский всплыл у Барнса в рецензии не просто так, поскольку за базу мрачного комедийного инди забрана повесть «Двойник. Петербургская поэма» о титулярном советнике Якове Петровиче Голядкине, человеке, не носящем маски, не плетущем интриги, не выбирающем кривых дорожек. Он хорош, простодушен и мягок характером, но в один раз на него начинают жаловаться Говорят, что хамит, ведет себя беспардонно и нагло.

Оказывается, всему виной человек, похожий на него как две капли воды, разве что гнусный, пакостный и лицемерный.

Историю пробовали экранизировать еще во второй половине 90-ых годов XX века, и на месте Айзенберга должен был появляться Джон Траволта, а в режиссерском кресле – Роман Полански. Студия уже договорилась с Джоном Гудманом, Жаном Изабель и Рено Аджани. Актерский состав укомплектовался, место съемок нашлось, и все уже приехали в Париж, как внезапно проект закрылся. Позже стало известно, что всему виной спор Траволты и Полански, по окончании которого они так и не смогли отыскать согласия.

У Айзенберга с Айоади таких неприятностей не появлялось.

Ричард Айоади и Джесси Айзенберг

«Это бюрократический нуар о кошмаре, в котором имеется что-то от Кафки, не смотря на то, что одновременно с этим в “Двойнике” много забавных и колких насмешек – выглядит это смешно, по крайней мере сначала», – написал Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).

«без сомнений впечатляющий собственной визуально-психотерапевтической структурой “Двойник” в конечном счете выясняется неровным фильмом одной шутки, которому не легко держать темп в течении 92 мин. экранного времени, кроме того не обращая внимания на постепенное усиление перед рациональной кульминационным моментом, оставляющей по окончании себя чувство нерациональности», – говорит тайными Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).

«Полностью сумасшедший, уморительный и поразительно умный, “Двойник” – особый и единичный экземпляр кинематографа в его лучшем виде», – восхищается Кевин Джагернот (Kevin Juggernaut/The Playlist).

Кадр из фильма «Двойник»

В Россию двойная доза Джесси Айзенберга от самого потешного персонажа «Компьютерщиков» поступит 3 апреля.

Неприятель (2013) / Enemy

детектив / триллер

Режиссер: Дени ВильнёвВ ролях: Джейк Джилленхол, Мелани Лоран, Сара Гадон, Изабелла Росселлини, Джошуа Пис

Дени Вильнев – давешний гость разных фестивалей кино, и до прошлого года его главной визиткой были «Пожары». Сейчас канадского постановщика везде воображают как режиссера триллера «Пленницы» с Хью Джекманом и Джейком Джилленхолом в основных ролях. Детективная история о маньяке, похитившем двух девочек, стала одним из лучших фильмов прошлого года, а начала она собственный путь на интернациональном кинофестивале в Торонто.

Вместе с «Пленницами» в Торонто Вильнев продемонстрировал еще один собственный фильм – «Неприятель» по книге Жозе Сарамаго «Двойник». По сюжету обычный преподаватель истории переживает тяжелейшую депрессию, начавшуюся в свете развода с нескончаемой серой и женой рутины. Дабы хоть как-то развеяться, он берет в прокате видеокассету с какой-то второразрядной киношкой. Фильм его никак не впечатляет, и со спокойной душой он ложится дремать.

Ночью его будит шум в гостиной – выясняется, он забыл отключить пленку, и видеомагнитофон заново проигрывает фильм. Кинув взор на экран, главный герой видит себя. Правильнее, он видит актера, что выглядит в точности так, как он сам пять лет назад.

Храбрец решает во что бы то ни начало найти собственного двойника, и данный поиск делается жёстким опробованием, которое пропитано страхом, непониманием и ужасом всего происходящего.

Кадр из фильма «Неприятель»

Протагониста сыграл Джейк Джилленхол, по-видимому, прекрасно сработавшийся с Вильневом. Тандем режиссер-актер сначала трудился над «Неприятелем». По большому счету, мысль фильма пришла к ним за бутылочкой вина.

«Мы не так уж большое количество выпили! Практически по бокалу вина, но, по правде, мы не знали, как крепким было это вино. Мы, и сейчас кое-что случилось. Не то дабы у нас был какой-то невообразимый предмет дискуссии, легко к нам подошла дама, сидевшая рядом вместе с мужем, взглянуть на меня и заявила, что ей все говорят, дескать, я похож на ее сына, – вспоминает Джилленхол. – Она продемонстрировала мне картину, и Дени вскрикнул: “Это сумасшествие!

Да вы одно лицо!” Мне так не показалось, но как раз так показалась мысль фильма! Как по окончании для того чтобы не снять кино? Действительно, мне думается, Дени подговорил эту даму».

И прекрасно, что подговорил. Триллер продемонстрировали через день после «Двойника» Айоади, кроме этого вошедшего в программу TIFF, но по настроению он был совсем иным. Эффект сравнивали с другим фильмом Джилленхола – «Донни Дарко», а в конце фильма, как согласился журналист, бравший интервью у актера, многие поворачивались к соседу в кинозале и задавали вопросы: «Что, б****, только что случилось?»

Кадр из фильма «Неприятель»

«Во “Неприятеле” Дени Вильнева, быть может, самая ужасная концовка, какую лишь возможно представить в фильме. Это успех, которого режиссер добился окольными дорогами, – перед нами путаная лента категории B с твёрдой шпилькой в конце. Нездоровая фантазия Вильнева породила ужасный и таковой привычный портрет человека, подтверждающего, что самоанализ – самый легкий метод навредить себе», – вынес собственный вердикт Дэвид Эрлич (David Ehrlich/Film.com).

«Таинственный конфликт, лежащий в базе фильма, оказывается его главным неприятелем. манера и Мрачность а-ля Дэвид Линч выглядят чересчур уж ясно, затмевая более глубокие темы картины», – вычисляет Питер ДеБрюг (Peter DeBruge/Variety).

«Захватывающий экскурс вовнутрь личности, человека, дальних уголков и дуализма отечественных потаенных жажд. “Неприятель” – пронизывающий фильм, ставший большим успехом и утвердивший Вильнева в качестве настоящего творца и одного из самых броских голосов сегодняшнего кинематографа», – восхищается Родриго Перес (Rodrigo Perez/indieWire).

Кадр из фильма «Неприятель»

«Это больше, чем триллер, “Неприятель” – экзистенционально-абсурдное произведение о состоянии души – весьма мрачном состоянии, – ведущее к концовке, которую встречаешь с негромким кошмаром. Такое оценили бы кроме того Кафка и Кроненберг», – поражена Дебора Янг (Deborah Young/The Hollywood Reporter).

Заинтригованы? Что же в том месте для того чтобы шокирующего в концовке? Увы, для проката в Российской Федерации «Неприятель» пока не приобретён, но не все еще утрачено.

Фильм до сих пор колесит по фестивалям, исходя из этого нельзя исключать, что кто-нибудь из русских дистрибьюторов на него поведется.

Один / Алексей Венедиктов // 10.04.18


Читайте также: