Охотники за разумом
На психотриллер «Охотники за разумом» возможно идти, если не ожидать от него ничего, помимо этого, что он может предложить. Современную американскую натуралистическую версию вечных британских «Десяти негритят». Их было восемь, их было восемь. Характерно, что голливудский фильм Ренни Харлина с успехом прошел на его малой отчизне, в тёплой стране Финляндии, и лишь еще в одном месте – Арабских Эмиратах, а в Соединенных Штатах был отложен по окончании тест-просмотров.
Но для арабских террористов он – учебное пособие по отрезанию голов, откачиванию крови, пропитке кислотой предметов обихода и специспользованию водопроводных кранов. Идти на фильм запрещено ни за какие конкретно деньги защитникам животных и зеленым.
Кадр из фильма
В чёрном-чёрном лесу стоит чёрный-чёрный дом, рядом с которым в автомобиле сидят два ФБРовца и приводят к группе помощи для поимки маньяка. Тут из дому раздается душераздирающий крик, и ФБРовцы (Кристиан Слэйтер и Кэтрин Моррис) бегут выручать очередную жертву.
По окончании суеты на чёрных-чёрных лестницах попадают в подвал, где натыкаются на подвешенные к потолку трупы животных со вспоротыми животами, несколько женщин в окровавленной ванне, еще одну – под ногами, а на стуле сидит маньяк, также мертвый: убил и жертву, и себя. Моррис, осмотревшись, информирует на базу, что «обстановка под контролем», но тут из угла вылетает второй маньяк – напарник, убивший всех остальных. Он мигом заканчивает обоих ФБРовцев.
Полное затемнение. Через несколько мин. напарник говорит поднимающимся трупам: «Я считал, что вы ни при каких обстоятельствах не доедете».
Кадр из фильма
Наутро в спецшколе – разбор полетов. Преподаватель судьбы (Вэл Килмер) говорит курсантам, какие конкретно неточности все они совершили на вчерашней тренировке. Указанный случай – только имитация дела, раскрытого пятнадцать лет назад. Это был предпоследний экзамен, другими словами предисловие к фильму, заканчивающееся тем, как курсанты расслабляются в баре, составляя психотерапевтические портреты визитёров.
Выясняется, они обучаются на психологов-криминалистов, а заберут далеко не всех. Не то дабы для работы все дружно грызли гранит, но последний экзамен намечается самым твёрдым: совершить всемером уик-энд на отдаленном острове, где Килмер также что-то подстроил, а они должны это раскрыть.
Кадр из фильма
Раскрывать им по большому счету надоело – а поиграть, побухать, побуянить, потрахаться? – и хочется жить, не взирая на психологию. На острове, действительно, бегает через чур много бездомных кошек, так что наутро курсанты наткнутся на радостную картину. Какая досада. В одной из мрачных-мрачных помещений мрачного-мрачного строения, где они поселились, подвешена мёртвая кошка со вспоротым животом, а во рту у нее будильник.
Нельзя сказать, что на всех семерых это произвело чувство, Слэйтер нормально берет будильник и наблюдает, сколько на нем. Но на нем на двадцать мин. больше, чем имеется в действительности, в этот самый момент психологи соображают, что это неспроста.
Кадр из фильма
Вправду, первый из них через двадцать мин. взорвется на прибрежном катере, и, значит, появится вопрос, что ж за такие экзамены, на которых убивают. Но, иначе – взорвался дружбан, и взорвался. Меньше народу, больше кислороду.
Психологи выпивают кофеек, обсасывают обстановку и наезжают на странного восьмого, прибившегося к ним. Восьмой – это негр (Эл Эл Кул Джей), наблюдатель из вышестоящих инстанций. Действительно, его объяснений никто слушать не планирует. Ща шлепнем – и все дела.
Но опять появится выговор на будильнике, и на протяжении наезда все упадут внезапно, как подкошенные, и продрыхнут до темноты. В кофе было что-то подмешано. Чего они все, разнополые, с мозговой активностью и разным здоровьем, проснутся одномоментно – следующий вопрос.
Однако, в то время, когда проснутся, второй трупак им обеспечен.
Кадр из фильма
Что и как будет убиваться в течение фильма – его как бы «ноу хау», но логика уже понятна. Наблюдать страшно, потому, что все натуралистические подробности продемонстрированы крупным планом. Единственное, все время видны муляжи мёртвых кошек и потопленных курсантов, но воздух вправду мрачная, серо-зеленая, и смонтировано грамотно. Так что смеяться над муляжами будет только самый циничный, а каждому слабонервному будет все более не до хохота.
Да пошло оно все… Но совсем уйти нелогично, потому, что обязана же быть какая-то разгадка. По всем своим заявкам «Охотники за разумом» предполагают разгадку, увяжущую с «Десятью негритятами» американское FBI и чего оно, фактически, сейчас экзаменует. Что-то наподобие японской «Королевской битвы».
Кадр из фильма
Увы, заявки ясны всем, не считая Ренни Харлина. Помимо этого, опять появляются необычные подозрения. Типа «психологи» несут такую чушь и общаются на таком грудничково-ясельном уровне, что, предположительно, разгадка по большому счету, что курсанты – не те, за кого себя выдают. Они просто все диагностированные, а остров – всего лишь замаскированная психушка.
Но еще раз увы. Кончиться-то кино кончится, но лучше уж было бы нескончаемым. Ни мельчайшей рефлексии на «Десять негритят» у Ренни Харлина не произошло.
Никакая «осовремененность» вкупе с «американизированностью» никак не растолкована. Хуже того, разгадка строго по Агате Кристи, чистый муляж ее сюжета задним числом обнаруживает, что вся «версия» – полный абсурд. Остров. Экзамен.
Психологи. Убийства. Все абсурд. Убийства не могли быть совершены, по причине того, что они не могли быть совершены ни при каких обстоятельствах.
Растолковывать, жаль, нельзя – смотреть не будет никто. Но в финале уже хихикали самые слабонервные.
Последним приличным триллером Ренни Харлина был «Продолжительный поцелуй на ночь» /Long Kiss Goodnight, The/ (1996), позже начался отстой. «Остров головорезов» /Cutthroat Island/ (1995), «Глубокое светло синий море» /Deep Blue Sea/ (1999), «Гонщик». В этом случае показатель отстоя – что Кристиана Слэйтера убили на пятнадцатой минуте, да и Килмера все кино – с гулькин шнобель. Другими словами парни очевидно пошли на деньги, будучи сейчас в упадке и осознавая, что никакой прежней славы с этого дела не срубишь, так и нечего особенно светиться.
Пугающая отстойная возможность – что же Харлин наворотил в еще грядущем нам «Изгоняющем дьявола: Начале», в то время, когда «вылечил» его по окончании отстраненного Пола Шрэдера, у которого было «через чур мало крови».