Ольга дыховичная: «культуру невозможно закрыть шлагбаумом»
С 2 по 7 октября в Москве пройдет очередной фестиваль «на следующий день/2morrow» — с приездом Ким Ки Дука, бессчётными показами, лекциями, отдельной кампусом и документальной программой, посвященным малобюджетному кино. О последнем мы уже говорили, а конкурсная и параллельные программы смотра стали известны совсем сравнительно не так давно.
Среди фильмов, каковые москвичи заметят в рамках «на следующий день/2morrow», числятся взявшая венецианского «Золотого льва» «Пьета» корейца Ким Ки Дука, скандальная сербская комедия «Парад» о гомофобии, не меньше скандальный южнокорейский фильм о работнике морга «Вес», «Спящая красавица» итальянского классика Марко Беллоккьо и много других увлекательных картин. Отбирал их для зрителей француз Сильван Озу — намерено приглашенный организаторами куратор, что пара лет занимался составлением программы «Венецианские дни», проходящей на протяжении кинофестиваля в Венеции.
В качестве директора смотром командует Ольга Дыховичная — сценарист и актриса, которая, кстати, сама не понаслышке знает, как снимать кино за забавные деньги, и с наслаждением говорит о том, как маленькие средства смогут стать не препятствием, а преимуществом. КиноПоиск поболтал с директором фестиваля об авторском малобюджетном кино, цензуре и новшествах «на следующий день» этого года, и о том, какого именно пространства требует современный зритель и как его этим комфортным пространством обеспечить.
— Ольга, фестиваль «на следующий день/2morrow» пройдет уже в шестой раз. Как вам думается, удалось ли за время его существования собрать и вырастить собственную лояльную аудиторию? Кто эти люди?
— Непременно, у фестиваля имеется собственная аудитория, и мы в текущем году собираются ее увеличить потому, что мы делаем площадку значительно более эргономичной. Площадка в Центральном доме живописца на Крымском Валу станет единым фестивальным центром, где будет не только кино. Мы стремимся к тому, что это была бы некая форма досуга с выходом в интернет, с хорошими книгами, захватывающими дискуссиями. Кроме этого у нас в ЦДХ запланированы инсталляции современного мастерства.
Порядка восьми живописцев со всей Европы представят собственные маленькие видеоработы на тему саспенса как понятия и саспенса как инструмента кино.
В ЦДХ кроме этого будет трудиться кампус «Партизан», представленный лекциями убедительных киноперсон: Расторгуева, Ким Ки Дука, Марианны Слот, в далеком прошлом являющаяся продюсером Ларса фон Триера и многих вторых. Мне думается, человеку, попавшему на отечественную площадку, будет сложно уйти, по причине того, что мы предложим разнообразные варианты времяпровождения, каковые, я надеюсь, привлекут зрителя, и он останется с нами.
Но, непременно, Москва — это сверхсложное пространство, по причине того, что Москва предлагает, в особенности на данный момент, большое количество соперничающих событий — как своеобразны связанных с кино, так и, к примеру, с образованием. Вправду, на данный момент и зритель, и человек, живущий в Москве, весьма требовательны. Человеку мало прийти лишь на кино, это должно быть сопряжено еще с качественным понятием досуга.
Ему хочется, дабы не злили люди около, дабы радовало пространство. С учетом всех этих факторов мы и создаем фестиваль.
«на данный момент для нас перерывы между фильмами не меньше серьёзны, чем сами фильмы»
— Фестиваль так как в первый раз проводится на одной площадке?
— Да, это первый год, в то время, когда мы переформатируем ЦДХ в громадный единый центр кинофестиваля. До того фестиваль существовал на площадке кинотеатра «35 мм» — это всего лишь два кинозала. Позже мы расширились до четырех-пяти кинотеатров.
Но Москва не приспособлена к такому формату мероприятия, занимающему пара площадок в городе: мешают и пробки, и не совсем близко расположенное метро. Опять-таки, мне думается, что у людей имеется потребность в общении, и единая фестивальная площадка предоставит шанс встреч для людей с родным кругом заинтересованностей. на данный момент для нас перерывы между фильмами не меньше серьёзны, чем сами фильмы.
— Вы уже упомянули кампус «Партизан», что посвящен тому, как снимать кино с маленьким бюджетом. на данный момент эта тема весьма актуальна. У вас в программе «Офсайд» имеется фильм Михаила Брашинского «Шопинг-тур», победивший в Выборге, а в конкурсе — «Пьета» Ким Ки Дука. Оба сняты при весьма маленьком бюджете. У кого появилась мысль сделать подобный кампус?
Вправду ли за микробюджетом будущее?
— Мысль появилась у Ангелины Никоновой, режиссера-постановщика фильма «Портрет в сумерках», что снят за маленькие деньги. Кроме этого Ангелина есть продюсером фестиваля, другими словами она ведет данный паровоз, выступает как один из основных организаторов фестиваля. Ее инициатива мгновенно отыскала познание у всей команды. Так как что такое микробюджет?
В действительности, в то время, когда нет денег, сходу виден сухой остаток: имеется ли мысль, талантливая соединить людей, собрать команду и вдохновить на изнурительный процесс кинопроизводства. По причине того, что за деньги может каждый. Я уверена, что за деньги возможно снять хорошую картину и без режиссера.
Если ты собираешь суперпрофессионалов, которым даешь четкие задачи, ты можешь уйти попить кофе, а они все за тебя сделают. Но, в то время, когда денег нет, пространство очищается от мишуры и фальши, остается человек и содержание проекта, что его реализует. Это вправду авторское кино. За мелкие деньги нереально снять неавторское кино.
И в этом случае фестиваль нацелен на то, дабы заметить автора за картиной, заметить данный чистый звук, что идет от сердца к сердцу. Частенько такое кино вероятно лишь при маленьком бюджете. В этом случае мелкие деньги — это инструмент для настоящего автора, по причине того, что при солидных деньгах весьма сложно сохранить данный собственный внутренний стержень от соблазна.
У меня не было опыта работы в громадных бюджетных проектах, но я полагаю, что солидные деньги, не считая очевидных дополнительных возможностей, способны стать и громадным искушением — привлечь, к примеру, громадную звезду, которая не подходит для данной роли, либо осуществить мечту и применять дорогостоящий зрительный эффект, что нарушает психотерапевтическую достоверность. Другими словами деньги дают кучу соблазнов предпочесть форму содержанию, и лишь вправду сильные люди, такие как Алексей Юрьевич Герман, Александр Сокуров, способны удержаться на струне собственного авторского видения и по ней дойти до конца.
— Другими словами в некоторых случаях тем лучше, чем меньше денег?
— На фестиваль приедет Марианна Слот, которая принимала участие в каждом проекте Ларса фон Триера и была свидетелем рождения этого «бренда». Это же не просто человек, за ним уже стоит большее понятие, чем он сам. Она поведает, как зарождалась «Догма», из-за чего было решено всей данной командой энтузиастов сформулировать четкие правила кинопроизводства, каких удач «Догма» добилась, а она добилась удач и вправду поменяла кино. И опять-таки мы весьма ожидаем Ким Ки Дука.
Само собой разумеется, его фильм «Ариран» — это такая, скорее, исповедь, снятая на фотоаппарат. И любопытно видеть в ткани фильма, в то время, когда исповедь преобразовывается в художественное произведение. В том месте имеется момент превращения, в то время, когда человек совершенно верно понял, что он снимает не себя, а снимает храбреца в собственном образе. Данный момент крайне важен для дискуссии. Будет превосходный режиссер Александр Расторгуев, чьи фильмы вместе с Павлом Костомаровым произвели легко фурор.
Кроме того что они сняты за мелкие деньги, сняты инструментами малобюджетного кино, но это еще и безотносительное смешение жанра настоящей судьбе, документальности судьбы с весьма твёрдым авторским драматургией и монтажом. Это необычный опыт, в то время, когда, казалось бы, хаотичный процесс в итоге все равно превратился в персонифицированное авторское высказывание.
Малобюджетное кино дает ресурс для громадных бюджетных фильмов. Та же «Догма» поменяла и коммерческое кино, и комплект инструментов для его производства. «Догма» ввела, к примеру, полностью градус достоверности и новый образ. Для нас достоверность — это такая чуть-чуть качающаяся камера, время от времени очень сильно качающаяся, якобы неумелые актеры, якобы не весьма опытный звук.
Таковой подход стал новым стандартом, что сразу же подхватило громадное голливудское кино и начало использовать в собственных целях. В малобюджетном кино, мне думается, постоянно зарождается новый ход того, что станет общепринятым спустя какое-то время.
хорошим примером для того чтобы малобюджетного кино есть режиссер Мацумото, фильмы которого мы привозим. Это легко очень способные, забавные, оригинальнейшие фильмы! Я кроме того не буду раскрывать все карты, но то остроумие, которое рождается благодаря отсутствию бюджета, поразительно. Проявляются не ремесленные возможности различных мастеров — живописца-постановщика, живописца по костюмам, — а остроумие автора.
Мацумото еще и переворачивает общепринятое вывод по поводу авторского кино как сложного, многозначительного, требующего от зрителя упрочнений. Тут же смеяться до физической боли.
«За мелкие деньги нереально снять неавторское кино»
— В текущем году у фестиваля в первый раз показался зарубежный куратор. Вы сперва придумали позвать кого-то со стороны либо вначале познакомились с Сильваном Озу, а позже решили пригласить как раз его?
— Я думаю, это случилось в один момент. С Сильваном Озу, что есть одним из начальников программы «Венецианские дни», мы познакомились за счет того, что «Портрет в сумерках» был отобран в эту программу. Во-первых, нас поразила его жизнерадостность, такая безотносительная легкость в ощущении судьбы, что подкупает русского хмурого человека. Во-вторых, присутствие любви к кино и наряду с этим отсутствие снобского утомляющего многословного процесса около этого.
Следующий фактор — такая же по силе любовь к зрителю. Программа «Венецианские дни» составлена как единая концепция с учетом понимания внимания и зрительского ресурса сопереживания: запрещено все время грузить, запрещено все время заставлять испытывать сочувствие, по причине того, что в какой-то момент зрительский ресурс истощается. И вместо сопереживания ты наталкиваешься на циничную реакцию, по причине того, что зритель весьма ощущает, в то время, когда имеется спекуляция, к примеру сильными эмоциями, либо спекуляция через чур умными мыслями.
— И какой оказалась у Сильвана программа «на следующий день/2morrow»?
— Для Сильвана программа — это неизменно многоцветовая палитра различных ощущений. Имеется фильмы, каковые должны привести к сильным эмоциям, имеется фильмы, каковые должны разрешить тебе пережить тот опыт, которого у тебя в жизни не было и не будет, а имеется фильмы, каковые заставляют думать, имеется фильмы, каковые заставляют наслаждаться легко тем, что ты живешь тут и по сей день. Оказалась весьма разнообразная программа — как программа конкурса, так и программа, которая именуется Tomorrow.
Это более экспериментальное кино, но и в том месте создатель поддерживает зрителя в ходе просмотра, зритель не покинут в одиночестве.
— Мне показалось, что в программе большое количество фильмов дам-режиссеров. В случае если сравнить с конкурсными программами больших фестивалей этого года, где дам практически не было, задаешься вопросом, из-за чего так происходит. Из-за чего на маленьких фестивалях обстановка совсем другая?
— Кстати, любопытное наблюдение, его необходимо, возможно, проанализировать на примере каких-то вторых фестивалей. Но то, что дам стало больше в кино, — это разумеется. Мелкие фестивали больше ориентированы на новые имена, исходя из этого и дам, воображающих собственные картины, в том месте больше, а на больших фестивалях сохранилась традиция собирать в конкурсе заметные и громадные имена тех, кто двадцать лет назад был дебютантом. Двадцать лет назад дам-режиссеров возможно было по пальцам пересчитать.
на данный момент же в силу, возможно, того, что мы живем в менее шовинистическом обществе, я предполагаю, что у дам показалось больше шансов для самореализации.
Кино — это та профессия, где даме привычно существовать, по причине того, что в кино у хорошего автора должны отсутствовать моральное осуждение и назидательность. Это то, к чему дама привыкла в течение всей собственной жизни, по причине того, что кроме того женская любовь абсолютнее, чем мужская. Дама готова обожать подлеца, труса, убийцу, наркомана… Дальше возможно через запятую перечислять все компромиссы, с которыми дамы привыкли жить.
Мастерство, оно требует готовности наблюдать на самую различную людскую природу, и толерантность и эта терпимость к людской природе — весьма женское уровень качества, в кино оно нужно. В хорошем кино неизменно имеется внимательный взор на людскую природу, не осуждающий ее.
— Имеется ли в программе фестиваля этого года какая-то сквозная тема, проходящая через большая часть фильмов?
— В конкурсе как-то так само оказалось, что картины подбирались, не имея твёрдого диктата одной темы, дабы случайно за ограничениями не пропустить какую-то ответственную работу. Однако оказалось, что практически любой фильм так или иначе раскрывает какие-то домашние тайны, воображая особенный взор на семью. Вскрывается то, что нам не весьма видно в отношениях между родителями и детьми, детьми и детьми, женой и мужем.
Это домашние секреты, каковые остаются за фасадом стремительного общения.
«Практически любой фильм фестиваля так или иначе раскрывает какие-то домашние тайны»
— В прошедшем сезоне у фестиваля не было жюри, а в текущем году кто будет делать выводы конкурс?
— У нас глава жюри — это Марианна Слот, члены жюри — Марит Капла, худрук Гётеборгского кинофестиваля; Клаудия Ландсбергер, руководящая в Голландии фондом, что поддерживает и европейское кино, и голландское в частности. И еще у нас в жюри превосходный российский оператор Алишер Хамидходжаев.
— Получается весьма женское жюри!
— Это не позиция, но так сложился отечественный выбор. В любом случае у нас четыре лучших участника жюри, каковые выяснят победителей. Вправду, в связи с тем, что в прошедшем сезоне мы были очень сильно ограничены в возможностях, было решено продемонстрировать больше фильмов, а не привезти жюри. И у нас было зрительское жюри. на данный момент мы возвращаемся к классическим номинациям: «Звук», «Изображение», «История», «Гран и» Актёрская игра-при.
И еще будет пара особых призов благодаря нашим партнерам. Исходя из этого самое время обозначить партнеров фестиваля и выразить им признательность. Это департамент культуры московской мэрии, компанию «Audi Российская Федерация», Фонд кино и Фонд Ивана Дыховичного, и компания Nikon, партнер кампуса. А благодаря Центру документального кино «РИА Новости» у нас имеется возможность организовать конкурс документальных фильмов и наградить победителя.
В жюри мы пригласили Марину Разбежкину, Андрея Лошака и Екатерину Гордееву. Кроме этого совместно с Центром документального кино мы продемонстрируем документальный фильм про китайского живописца Ай Вэйвэя.
— Имеете возможность поподробнее поведать о документальной программе?
— В текущем году фокус больше на социальное кино и кино, которое разглядывает тему преодоления, а также стереотипов — как публичных, так и человеческих. К примеру, будет совсем превосходная картина про финскую панк-группу, где все музыканты — люди с синдромом Дауна. Это вправду неповторимый пример того, что люди социализированы, пользуются спросом, чувствуют себя радостными и нужными обществу.
Кроме этого будет картина про первую феминистическую группу в Америке, применявшую акционизм как инструмент протеста. Будет и картина про сообщество людей, каковые первыми объявили, что СПИД — это заболевание, и переменили (впредь до законодательства) отношение к данной болезни, по причине того, что еще в ранние 1980-е годы СПИД игнорировали как заболевание, а больные люди были лишены лечения. Другими словами вся программа выстроена на моменте борьбы, человеческого подвига и преодоления.
И я признательна, что Любовь Аркус приняла отечественное приглашение продемонстрировать собственную картину «Антон тут рядом» на фестивале в качестве фильма-закрытия. Я пологаю, что это именно то кино, которое нужно наблюдать в громадном зале и в присутствии громадного количества людей, по причине того, что восхищение и сочувствие людской подвигом — это те эмоции, каковые нужно поделить со многими людьми.
— А зрительское голосование останется?
— Да, мы желаем сделать зрительское голосование. Традиционно раздаются по окончании фильма анкеты с оценками, каковые человек надрывает в нужном месте и оставляет в корзине. Кстати, откроет фестиваль фильм Сандрин Боннэр, где она выступила режиссером-постановщиком. Это ее дебют, и она приедет, будет воображать собственную дебютную картину.
К сожалению, не получилось собрать всех авторов конкурсной программы, однако будет около 25 гостей на фестивале, каковые представят собственные фильмы из различных программ.
— У вас в программе имеется весьма различные фильмы, а также те, каковые российские кинотеатры побоятся забрать в прокат. К примеру, в случае если лента про геев и гомофобию. Получается, что фестиваль в некоторых случаях — это единственная возможность таковой фильм заметить.
— В этом случае фестиваль — это неповторимая площадка, где ты можешь представить широкий спектр художественного взора. Само собой разумеется, все фильмы маркированы или как «16+», или как «18+». Это те картины, каковые нуждаются в этом маркере. Мы выполняем новый закон о предупреждении плохого влияния на детей и на молодое поколение.
Мы и перед сеансом будем показывать дающий предупреждение ролик, объявлять будем. Мы рассчитываем, что к нам придет аудитория думающая, которая, прочтя Достоевского, не отправится с топором убивать соседских бабушек. Мне думается, в этом смысле зритель довольно часто значительно умнее, чем человеческий ужас, что зритель не сообразит, где хорошее, а где нехорошее.
Тема цензуры весьма сложная. В каком-то формате она обязана находиться, но, мне думается, этому должно быть уделено такое огромное время для дискуссий, подключены люди со стольких сторон, дабы цензура не стала тем камнем, под что не течет живая вода. К сожалению, страх и тревога довольно часто опережают предусмотрительное познание о том, что такое культура. Культуру нереально шлагбаумом закрыть, она все равно отыщет другие выходы. И именно эти выходы смогут быть страшнее, чем прямая дорога.
Самоцензура — самое настораживающее явление, по причине того, что кроме того в случае если в законе это не написано, но «абы чего не вышло», то люди начинают перестраховываться, тем самым по большому счету перекрывая кислород гениальному произведению.
— Ольга, фестиваль — это так как огромная работа, точно отнимает немыслимое время и сил. Что лично вас мотивирует заниматься «на следующий день/2morrow» с каждым годом?
— Меня не смущает огромное количество фестивалей, каковые существуют в мире и в Москве в частности. По причине того, что время от времени это единственная альтернатива иметь доступ к актуальной культуре, которая живет и будет жить сама по себе, независимо от тех шлагбаумов, каковые смогут понаставить у нас на территории. Исходя из этого на данный момент это особенно принципиальный момент, что это площадка, где имеется доступ к авторскому высказыванию.
И меня, конечно же, мотивирует сама возможность участия в этом ходе прямого общения и с авторами, и с их произведениями. Это кислород. Это воодушевляет. Желание сделать вправду эргономичную и нужную площадку для Москвы — это та задача, к которой мы стремимся, и она также весьма воодушевляет. Необычным образом в этом деле для меня нет тех компромиссов, на каковые приходится идти, занимаясь, к примеру, сугубо ремеслом, работой, которая приносит деньги.
Вот тут имеется полное чувство, что желание сходится с тем методом, что мы реализуем. И я вижу, как это воодушевляет людей около нас. Мы так как весьма малобюджетный кинофестиваль, исходя из этого люди трудятся в команде не из-за зарплаты.
Я совершенно верно знаю, что у каждого в команде имеется либо было приглашение на более высокую заработную плат на другой работе. В случае если люди выбирают оставаться в команде фестиваля, то это также громадная приз для нас.
Фестиваль «на следующий день/2morrow» проходит при помощи партнеров фестиваля: департамента культуры московской мэрии, компании «Ауди Российская Федерация», Фонда кино, Фонда Ивана Дыховичного, компании Nikon как партнера кампуса.
Создатель Дарико Цулая