Остров

остров

В программе любого кинофестиваля имеется закрытия и день открытия. Они включают в себя массу праздничных мероприятий. А на десерт подаётся кино.

Фильм, идущий первым, выбирают шепетильно. Он призван обеспечить настроение, выяснить направленность, создать хороший импульс на целый период форума. С последним – также ясно. Последняя картина фестиваля – собственного рода апофеоз, результат всего, что было, вымпел на память.

Ещё Штирлиц говаривал – “запоминается неизменно последнее”.

Остров и Фильм “Павла” отметился в обеих “номинациях”. Что говорит о многом. Он открывал фестиваль “Кинотавр” и завершал Венецианский.

А сейчас пришёл в Россию.

У нас Лунгин – это имя. И пускай я не видел “Свадьбу”, “Бедных” и “Олигарха родственников”, ничего нехорошего о нём не слышал и сообщить не могу. А тут – “Остров”. Взглянул…

1942-ой год. Баржа с углём медлено скользит по водной глади Баренцева моря. Сгущается ночь. На борту двое: красноармейцы Тихон (за старшего) и Анатолий (кочегар). Негромко попивают чаёк у штурвала и ожидают появления берега. Но вместо этого – броский свет в глаза. Германский боевой корабль у борта.

Бойцы шустро ретируются.

Нацисты рыщут по судну. Напрасно. И внезапно до них доносится кашель. Автоматная очередь, и из угольной кучи с криками выскакивает Анатолий.

Пара ударов по черепушке, и юноша “ломается”. Нажим – и он выдает товарища. Ещё один – и Анатолий стреляет в Тихона.

Неприятель доволен.

Немцы покидают баржу, а через пара мин. она взлетает на воздушное пространство.

Проходит 34 года. В том месте, где была война, на данный момент стоит монастырь. Папа Филарет – его настоятель. Казалось – это было ещё день назад. Тот же самый берег. Избушки, древесные мостки у воды, вечная мерзлота, снег, морошка, ветер. Прибитая к острову баржа, рассыпанный по поверхности уголь и кто-то кашляющий поблизости. Ручная тележка, топка, чай, лопата.

Всё как тогда. Лишь сейчас у этого человека сан. И кличут его папа Анатолий. Он чудесным образом выжил в 42-ом, и сейчас сам творит чудеса. Вместо наказания всевышний доверил ему особенный дар.

Папа Анатолий способен заглядывать в будущее, лечить убеждением и ощущать мирового энергию. К нему приходят за помощью тогда, в то время, когда уже все средства испробованы, и папа Анатолий не отказывает никому. По жизни его ведёт вера, и в ней он видит искупление.

Тяжёлый грех лежит у него на душе и не даёт спокойствия.

Вся жизнь отца Анатолия проходит в молениях и трудах. Он в далеком прошлом уже всё понял, доказал, что хорош прощения, а оно всё не приходит. Жизнь утратила любой суть, не считая высшего.

Да и что в ней было увлекательного? Кочегарка, сон у печки, прямо на угле, еда, молитва. И без того по кругу… Имеется ли из него выход?

Выясняется, имеется. Действительно, в то время, когда наблюдаешь “Остров”, об этом кроме того не помышляешь. Уже привык к тому, что русские режиссёры-классики о зрителях думают в последнюю очередь. Им основное – себя продемонстрировать.

Прекрасно ещё, в то время, когда имеется что показывать. Как в нашем случае. И в случае если их личные взоры на судьбу не разнятся с отечественными.

В противном случае такое не редкость!

По части зрелищности фильм Павла Лунгина – на одной из самых нижних отметок. События развиваются весьма медлительно. Одинаковые кадры мы замечает как минимум трижды за фильм. Вояж за углем, обзор окрестностей, лодочные “прогулки” отца Анатолия, его хижину, идущих по улице монахов. Имеется ли в этом повторе какой-то суть? Точно. Лунгин показывает место.

Всю его серость, сиротливость, убогость. Как бы подчёркивая этим тяжесть понесённого Анатолием наказания и определяя, тем самым, хотя бы приблизительные размеры его самопожертвования.

Иначе в том месте и наблюдать то больше не на что. Кто был на севере, меня осознает. Своеобразие тамошней природы – в её однообразии. Одноцветии, одномерности, однородности.

Это красиво, в случае если лишь недолго. Стоит чуть застояться – и замёрз. И в и снаружи.

Практически и метафорически.

Зрителя заставляют всё это прочувствовать. Первое время ему приходится туго. Лишь ценой немыслимой концентрации ты смотришь“Остров”. И неспешно отыскиваешь в нём черты, вызывающие удивление и, иногда, восторг. Сюжет раскручивается с толчка, но в то время, когда набирает скорость, ты чувствуешь на себе его мощь. Но сперва наступает период пробуждения. Как человек, прикованный надолго к кровати, зритель радуется каждому шагу, любому перемещению.

Папа Анатолий общается с первым визитёром, и ты приоткрываешь веки. Приходит второй, и – навостряешь уши. Остроумная пикировка главного храбреца с отцом Иовом – и прямо таки оживаешь. Поднимаются брови, увеличиваются зрачки, а тело содрогается снизу доверху.

Ты уже смеёшься. Юмор тут сколь редкий, столь и меткий.

Сценарий уникален (создатель – Дмитрий Соболев). Он и составлен по-умному, и логикой отмечен, и воплощается на экране идеально. Лунгин затрагивает вопросы религии, совести, человечности, опираясь на православные каноны.

Он прекрасно подкован, и это чувствуется. “Остров” – не что иное, как проповедь, но он понятен и близок любому человеку, независимо от личных пристрастий и убеждений. По причине того, что воспитывает исходя из общечеловеческих сокровищ, национальной культуры и общественной морали.

Не обращая внимания на всю собственную идейность, внутреннюю теплоту и огромную силу убеждения, фильм требует к себе повышенного внимания, выдержки и упорства. Смотрится он всё-таки трудновато. Виной тому сложность и специфичность тематики.

Но я ни на секунду не пожалел, что уделил ему столько собственного времени.

“Остров” заслуживает лишь тёплых слов. И прежде всего это относится к Дмитрию Дюжеву, сыгравшему отца Иова (чуть ли не первая подобная роль), Виктору Сухорукову (папа Филарет, что ещё более нежданно, учитывая темперамент выполненных за карьеру ролей) и Петру Мамонову…

Последний – так совсем потряс! Работа Мамонова, я вам сообщу – легко очень способная. И страно, что выполнена она непрофессионалом. Отца Анатолия играется музыкант, бывший фаворит рок-группы “Звуки Му”.

Но он сотворил настоящий шедевр. Хотя бы для этого стоит заметить “Остров”.

И однако фильм Павла Лунгина ценен не только актёрской игрой. Он и в целом оставляет благоприятное чувство. Да, он громоздок, тяжеловесен и пара медлителен.

Но от него веет могуществом. Неземной очищающей силой, к которой хочется прикоснуться.

“Остров” не призывает верить, но убеждает чуть ли не посильнее любой Библии. “Остров” – это больше, чем кино. В обязательном порядке побывай на нём.

Остров. Фильм Павла Лунгина, 2006.


Читайте также: