«Овсянки»: интервью с режиссером алексеем федорченко
C Алексеем Федорченко мы говорили в Венеции, еще перед тем как поступила информация, что его «Овсянки» взяли сходу пара призов, среди них и за операторскую работу. Но уже были аплодисменты Квентина Тарантино, уже были хорошие рецензии, а сам фильм стал одним из основных претендентов на «львиные» премии.
Режиссер «Овсянок» не совсем простой представитель русского кинематографа. Ему неинтересно снимать про действительность. Он придумывает сказки для взрослых, уводящие от действительности в мир, где люди выполняют традиции предков и где печатают истории на боках мертвых рыб. Он был во ВГИКе на сценарном факультете, но в кино пришел далеко не сходу.
Он не злится на Голливуд и уверен в том, что наличие западных фильмов в прокате не должно мешать отечественным режиссерам снимать хорошее кино. И в случае если страна каждый год создаёт 3—5 картин, приобретающих призы на основных мировых кинофестивалях, то кино как мастерство живет весьма хорошо.
О нем заговорили по окончании фильма «Первые на Луне» — псевдодокументальной картины, чей жанр на Западе именуют мокьюментари. Особенности жанра: кино смотрится как документальное, но по сути есть выдумкой. Кадры хроники смогут быть подделаны, а историки, с важным видом рассуждающие по теме, могут быть актерами.
Один из самых известных мокьюментари в мире — «Колдунья из Блэр». Один из самых известных режиссеров мира, приложивший руку к жанру, — Питер Джексон (снял «Забытое серебро
Вот и в «Овсянках» целая мистика. Храбрецы вышли из книги Дениса Осокина. Они потомки ветхого народа меря, стараются хранить собственные языческие традиции. Храбреца кличут Аист, папа его писал милые стихи, а сам он, будучи холостяком, отбивает буквы на стареньком ноутбуке, сидя на кухне в компании птичек-овсянок. Аист пишет книгу — не будем ему мешать. Ему еще предстоит нелегкий сутки.
Погибла супруга его начальника, и он требует Аиста оказать помощь с погребением.
До тех пор пока мы шли с Алексеем к месту Икс, где должно было пройти отечественное спонтанное интервью — от пристани Сан-Закария, через площадь Сан-Марко и по лабиринтам венецианских улочек, испещренных каналами, — меня так и тянуло задать вопрос: «Ну как вам Венеция?» Это, пожалуй, самый очевидный и неумелый вопрос, что лишь может задать журналист. Но в Венеции Алексей уже был, причем несколько раз, среди них и с «Первыми на Луне». Картина о том, как СССР отправлял астронавтов на Луну еще до Второй мировой, взяла приз как лучший документальный фильм, так что его новую ленту на Лидо ожидали.
Федорченко собственной любовью к взрослым сказкам показался мне похожим на Гильермо Дель Торо
. О чем я не преминула ему сообщить.
Ну нужно же! А ведь «Лабиринт Фавна» один из моих самых любимых фильмов!
А какой самый любимый? Тот, что оказал влияние на вас в будущем как на режиссера?
Имеется один фильм, что я могу назвать своим любимым. Я его не видел. В далеком прошлом это было, я тогда еще кроме того не думал заниматься кино, был экономистом. Случайно прочёл брошюрку 1960-х годов для студентов ВГИКа, которая обрисовывала фильм режиссера Нанни Лоя «Сделано в Италии».
Расписывала по кадрам. И я представил его себе и снял в голове! И без того его полюбил, что весьма опасался отыскать его и наблюдать. По причине того, что… Ну, это хуже будет! Так как я отлично снял его у себя в голове! А это кино, которое в действительности выяснило мое киноощущение на всегда.
Это фильм 1965 года, неореализм. Складывается из микроновелл — это мой любимый жанр. Микроновеллы об итальянской судьбе.
Скажем, семья — и пара новелл про семью. Работа — и пара про работу. Любовь… Ну и без того потом. Думается, в том месте 64 новеллы. И вот настал ужасный момент: мне пару дней назад подарили данный фильм.
Он лежит у меня в сумке. Опасаюсь наблюдать! Несколько месяцев назад был на кинофестивале в городе Пезаро — в том месте показывали мою «Железную дорогу», где имеется такие феллиниевские мотивы.
И они в том месте задают вопросы меня: «Ваш любимый режиссер Феллини?» А я говорю: нет, имеется таковой классный итальянский режиссер Нанни Лой — вот он мой любимый! Лишь я не видел его фильмов!
Вы не желаете снять ремейк «Сделано в Италии»?
Нет, я в действительности желаю снять альманах с лучшими отечественными режиссерами моего поколения. На фестивале в Пезаро было пара человек, например, Боря Хлебников, Лариса Садилова, Марина Разбежкина… И вчетвером мы придумали альманах, что перекликается с тем фильмом, но, само собой разумеется, про Россию. Придумали новую совокупность финансирования, производства. Это будет кино, где продюсерами выступают сами режиссеры.
И в случае если окажется то, что мы задумали, то это будет таковой манифест. У нас манифестов в кино нет уже лет двадцать. И он будет по мотивам фильма Лоя.
Представьте себе: вы посмотрите «Сделано в Италии», а фильм вас разочарует. Манифест все равно окажется?
Окажется! В том месте весьма хорошая история.
Не задаю вопросы, на какую тему.
И верно, я пока не могу сказать. Думаю, процесс будет продолжительным, по причине того, что режиссеры все безалаберные.
Стоп, стоп! «Все» — это и вы, значит, также?
Само собой разумеется! В том месте каждому нужно будет снять собственную историю на весьма увлекательную тему. А потому, что режиссеров должно быть человек 15—20, новеллы мелкие, по 3—5 мин., в то время, когда все сложится, я не знаю. Я до тех пор пока положил на это два года.
Возможно, мы за два года друг друга напинаем и вынудим это сделать.
Ридли Скотт в текущем году сделал таковой проект на YouTube, где любой имел возможность учавствовать, сняв короткометражку о том, как он совершил 24 июля. Зимний период на кинофестивале «Сандэнс» Скотт продемонстрирует смонтированный фильм из выбранных фрагментов. И на YouTube также выложат, само собой разумеется.
Интернет по большому счету на данный момент здорово с кино связан…
Нет, ясно, что в итоге интернет победит всех, и будет один интернет. Я занимался внедрением самых первых моделей ЭВМ. В школе я обучался по профессии «программист ЭВМ». У нас была такая машина «Мир» размером с помещение, мы писали какие-то программы на особом языке — он именовался «Аналитик». Начинали изучать Фортран, Кобол… Трудились на картах, на пленке. Позже я дополнительно к экономисту взял специальность программиста.
В то время, когда я трудился на оборонном заводе, то разрабатывал трудоемкость «анти-СОИ». Была СОИ — стратегическая оборонная инициатива: отечественные ракеты летят на Америку, американцы производят собственную ракету, она взрывается, и отечественные ракеты в радиусе пяти километров падают. А отечественный завод придумал «анти-СОИ».
Снова же отечественные ракеты летят на Америку, американцы собственную ракету взрывают, отечественные ракеты падают, а боеголовки летят дальше.
И вы к этому приложили руку?
Да! Я разрабатывал трудоемкость этого процесса. У меня была какая-то сверхсекретная форма допуска — пропускали во все цеха. Я начал работату во второй половине 80-ых годов двадцатого века, а в 1989-м поступили ранние компьютеры. Болгарские.
86-е. Не 200, не 300, не 400, а просто 86-е. Назывались «Ижица». Я весьма желал уйти с завода и внес предложение перевести работу всего отдела на компьютеры.
Перевел — и меня по-честному отпустили, по причине того, что мне, как молодому эксперту нужно было отработать три года. А я еще был подающим надежды! Меня отпустили, и я отправился трудиться на заработную плат втрое меньше экономистом на киностудию.
Федорченко и дальше планирует работать в направлении сказок для взрослых. На мою провокацию «А что если позовут в Голливуд снимать «Росомаху 2» он не повелся, не мое, говорит. Не могу про Росомаху и с громадным бюджетом.
Замыслов у режиссера большое количество — ближайшие четыре года уже, вычисляйте, заняты. У Алексея в запасе имеется пара сценариев, один из них именуется «Небесные жены луговых марийцев» — 20 новелл о марийских дамах, среди них и с эротическим уклоном. Сам он именует проект «фильм-орнамент», но от комментариев воздерживается — и вправду, рано еще.
Возвращаясь к «Овсянкам», сообщу, что кроме той версии, что вы заметите в кино, существует и режиссерская версия. Она пара отличается от прокатной — в ней больше философских подтекстов. Но уже на данный момент светло: режиссер-экономист-программист Алексей Федорченко и дальше будет заниматься восхитительными мистификациями, как при с «Первыми на Луне» и с «Овсянками».
Никаких доказательств, что современные меряне являются прямыми потомками этого старого финно-угорского племени, не существует. Обычаи, продемонстрированные в «Овсянках», были придуманы. Но, иначе, что мешает нам самим придумывать традиции и обряды, каковые переймут внуки и наши дети?
С 28 октября «Овсянки» выходят в российский прокат.
Создатель Татьяна Шорохова