«Чапаев»: чего ждать от нового сайта об истории отечественного кино?

21 апреля начал работу образовательный портал «Чапаев», посвященный истории отечественного кино — от первых дореволюционных фильмов до последних лент. на данный момент на сайте уже возможно пройти два курса: один посвящен забытому режиссеру Маргарите Барской, второй — образу и школе школьного преподавателя в отечественном кино. Какие конкретно еще будут направления, на кого вычислен портал (на киноведов либо широкую публику), из-за чего на «Чапаеве» не будет интерактивных игр и тестов — обо всем этом поведала КиноПоиску главный «редактор» и создатель Чапаева издания «Сеанс» Любовь Аркус.

Проект назван в честь фильма братьев Васильевых «Чапаев», соединившего в себе подлинное искусство и зрительский успех кино. В базе — семитомная энциклопедия «Новейшая история отечественного кино», собранная руками самой Аркус и редакции «Сеанса», киноведческая база с текстами и редкими архивными документами. Для «Чапаева» все главные архивы страны — Госфильмофонд России, РГАКФД (Красногорский архив), РГАЛИ, кабинет отечественного кино во ВГИКе, Музей кино, музей «Мосфильма», музей «Ленфильма», Национальный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, музей Столичного художественного театра — открыли собственные фонды и оказали посильную помощь.

От гранта к гранту«Сеанс» живет от гранта к гранту. Я не то дабы из принципа сделала «Сеанс» некоммерческим, но цену, которую необходимо было платить за то, дабы «Сеанс» был коммерческим, я платить не желала. Это всегда был мой выбор. Один из грантов разрешал нам выложить отечественную энциклопедию отечественного кино в сеть. Так показался сайт russiancinema.ru.

Но отечественная энциклопедия охватывала лишь период с 1986 года до 2000-го, и для энциклопедии российского кино это был достаточно необычный формат. К примеру, Тарковский в том направлении попадал, по причине того, что «Жертвоприношение» вышло в 1986 году, а Авербах уже не попадал. В том месте не было Эйзенштейна, не было огромного количества людей, каковые были до и по окончании, как, к примеру, начинавшие уже в нулевые Хлебников и Попогребский.

Мы неспешно эту базу расширяем назад и вперед. Денег на то, дабы заказать про каждого человека текст, не было. Я придумала складывать людей из цитат, из того, что о них уже было написано.

Оказалось, что это также огромная работа. Этого количества никто не осознаёт, пока он не начинает это делать.
«Чапаев»: чего ждать от нового сайта об истории отечественного кино?

Любовь Аркус

Персоны, как мы их именуем на собственном внутриредакционном жаргоне, делятся на тех, с кем довольно много работы, по причине того, что необходимо выбрать из моря [существующих текстов] верные. Это такие люди, как Эйзенштейн, Тарковский либо Балабанов. А имеется люди (и их 98%), про которых мало и весьма не хорошо было когда-либо что-либо написано.

Среди этих людей имеется выдающиеся фигуры, к примеру режиссеры Константин Юдин либо Эдмонд Кеосаян. Вы не отыщете про Кеосаяна никакой литературы, по причине того, что критики о нем не писали, не вычисляли нужным. Кассовый хит — писать мы об этом не будем. И если ты не находишь ничего, то необходимо отыскать людей, каковые не забывают этого человека, отыскать участников съемочного процесса, детей, индивидуальные, домашние архивы. Это поисковая, научно-исследовательская работа.

Мы это потихонечку делали, и это был живой процесс, но не было продукта. На это не было человеческих ресурсов и денег.

«Чапаев» появился как образовательный проект. Львиная часть времени ушла на составление базы. Мы стали ее делать системно, и это огромная работа. С «Чапаевым» мы начали фактически с нуля. По каждому человеку собрали библиографические перечни, отправились в архивы и библиотеки.

Тогда [с энциклопедией отечественного кино] это был онлайн-процесс, что ни при каких обстоятельствах не претендовал на конечный продукт — что мы успевали, то и выкладывали. А на данный момент мы собрали 150 текстов про Эйзенштейна. Не смотря на то, что это не финиш, не смотря на то, что когда-нибудь кто-нибудь напишет новый текст о нем, и мы его в том направлении выложим, но в целом за то, как собран на данный момент Эйзенштейн, мы отвечаем.

Это принципиальное отличие.

Образовательный портал «Чапаев»

Страница каждой персоны либо фильма содержит подборку текстов, фотографий и видео. Это критические тексты различных лет, интервью, фрагменты сценариев, лекций, кадры со съемок и из фильма. То, что имеется на сайте «Чапаева» на данный момент, — лишь начало. на данный момент в базе 200 единиц, а должно быть около 20 000.

Это то, что мы успели сделать за 8 месяцев, в сумасшедшие сроки и без денег, поскольку деньги, обещанные министерством культуры, так и не поступили.

Поддержать проект «Чапаев» министр культуры Владимир Мединский дал обещание в июне 2016 года. Тогда государственный служащий объявил, что научно-просветительский и образовательный портал будет запущен в финише 2016 года, а его презентация пройдёт в рамках Петербургского международного культурного форума. Но министерство так и не выделило деньги на создание сайта, призвав в качестве пожарной команды Фонд кино.

Тот выделил 6 млн рублей, из которых на этот момент создателям сайта поступило лишь 4,2 миллиона. Остальные деньги на проект Аркус забрала из личных средств.

Кино в историческом контекстеСейчас направлений два, еще двадцать в работе, не так долго осталось ждать будет выложено еще десять. К примеру, не так долго осталось ждать будет выложен курс «Кино армейского периода». Это будет базисный курс, а еще два подкурса к нему до тех пор пока в работе.

Один, «Летопись», готовьсяв осеннюю пору, а второй, «Кино и блокада» — к блокадной дате в январе. В предстоящем планируется сделать подобные горизонтальные базисные направления по всем периодам: дореволюционное кино, 1920-е, 1930-е, война, эра «малокартинья», оттепель, 1960-е, застой, перестройка, 1990-е и новейшее время — всего 11 направлений. У каждого из них будет большое количество подкурсов — как персональных, так и посвященных конкретным фильмам.

К примеру, один из таких подкурсов будет посвящен двум фильмам Марлена Хуциева — лентам «Июльский дождь» и «Застава Ильича», обозначающим различные эры. Не смотря на то, что календарно отличие между ними в пара лет. Отдельный подкурс будет посвящен фильму «годы и Друзья».

Направлениями будут и громадные темы, такие как «Кино и литература», «Кино и театр», «Кино и архитектура», «Кино и музыка». В них также будут подкурсы, к примеру в «Кино и театре» будет подкурс, посвященный Анатолию Васильевичу Эфросу. А в «Кино и литературе» будет подкурс «ОПОЯЗ и кино». Имеется еще и «вертикальные» направления. К примеру, на данный момент к выходу подготавливается курс «Образ ветерана в отечественном кино». Мы приобретаем срез истории кино от 1920-х до сегодняшнего дня и срез истории страны.

Обращение отправится и о ветеранах Первой мировой (это «Обломок империи» Эрмлера), о ветеранах Великой Отечественной, о ветеранах афганской и чеченской войн. От Эрмлера до Валерия Тодоровского. Через «Крылья», «Белорусский вокзал» и так потом.

Образовательный портал «Чапаев»

К любому такому курсу прилагается блок контекста. Юные люди, каковые весьма желают знать советское кино, не считывают довольно много контекстов, по причине того, что они не знают данной фактуры. К курсу про ветеранов будет информация о том, откуда появилось слово «ветеран», как жили ветераны различных войн, какое у них было социальное, денежное и психотерапевтическое бытование, из-за чего 9 мая не праздновалось в сталинскую эпоху и Хрущеве, а начало праздноваться лишь при Брежневе.

Наровне с образами ветерана мы исследуем образы преподавателя, доктора. Раздельно будут и жанровые направления, к примеру «Комедия в советском кино». Планируется отдельный громадный курс по отечественной документалистике, у которого также будут подкурсы. Про Вертова, про происхождение дока будут отдельные подкурсы.

Мы не планируем писать лишь об истории, энциклопедический подход предполагает и изучение современного также.

О особых направлениях, посвященных современному кино, я пока не думала, но оно будет включено в «вертикальные» направления. В случае если имеется курс про образ доктора в кино, в том направлении машинально попадает новоиспеченный фильм Хлебникова «Аритмия». Это не про новое и старое кино, это про полную связь, про контексты — ветхого кино в новом, нового кино в ветхом.

Должно быть все, и анимационное кино также. В случае если отечественные главные эксперты по анимации — критик Лариса Малюкова и историк анимации Георгий Бородин — согласятся, то да. Осталось весьма мало людей, и это также громадная неприятность.

Иные ушли из судьбы, неотъемлемая часть [киноведческого] сообщества уехала за границу, неотъемлемая часть сообщества в другие опытные сферы. Я бы назвала нынешнюю обстановку трагедией по сравнению с тем, как я входила в профессию — у меня было у кого поучиться. Не вследствие того что нет гениальных людей — они имеется.

Отсутствует среда, профессия киноведа, кинокритика стала глубоко маргинальной.

Образовательный портал «Чапаев»

Видео у нас в направлениях имеется в виде фрагментов фильмов, видеоиллюстраций, архивных материалов. Смысла в видеолекциях я не вижу — их никто не наблюдает. Люди слушают, исходя из этого у нас будут подкасты.

Я сужу по себе: я весьма обожаю «Арзамас», это мое любимое медиа, и я его слушаю в машине. Исходя из этого видео у нас будет концептуальным. Тогда, в то время, когда хочется сообщить что-то изображением, а не словами.Точка входа — каждая

«Чапаев» так задуман, дабы для каждого читателя была собственная точка входа. Подавляющее число отечественной аудитории будет просматривать Дениса Горелова, что феерично пишет про всякие советские штуки. Это аттракцион. Кто-то определит, кто такая Барская, взглянет ее шедевр «Рваные ботинки», ему станет страшно весьма интересно: какая необычная дама, которая была любовницей Радека, любовницей Макаренко, которая наложила на себя руки, которая стала основоположницей детского кино.

Ее фильм «Рваные ботинки» был одной из немногих советских картин, каковые имели полный всемирный успех. Это совсем забытая фигура, которую мы открываем. У нас выложена куча архивных материалов: ее переписка с Макаренко, переписка со Сталиным. Человеку захочется определить про это все.

Тяжело предречь, кому что будет весьма интересно.

Отечественные главные читатели — это, само собой разумеется, люди гуманитарных профессий, каковые большое количество нужного отыщут для собственной работы. Тебе не нужно будет идти в библиотеку, искать в интернете, да в сети этого и нет. Мы выкладываем очень многое в первый раз. Мы оцифровываем ветхие книги, прессу 1920-х годов, индивидуальные архивы.

Этого нет в сети. Где ты сможешь определить, кто снимал кинохронику в блокадном Ленинграде, определишь подробности из судьбы этого необычного человека? Лишь на «Чапаеве».

Спецпроект «Свидетели, потомки и участники» предлагает посмотреть на кино глазами тех, кто был участником обрисовываемых в направлениях событий, пускай кроме того и пассивным. К примеру, об операторе блокадного Ленинграда Владимире Страдине говорят его дочери. Это маленький документальный фильм с очаровательными подробностями («Я не сообщу, что он ходок! Но он обожал дам!

Но налево не ходил, нет!»), каковые внезапно прерываются историей о запечатленной на пленке смерти колонны воспитанников детского сада. Похороны этих детей Страдин также заснял.

Имеется две опции — возможно обслуживать запрос, а возможно его вырабатывать. Я не пологаю, что мне удастся вырабатывать новый запрос. У меня нет таковой самоуверенности. Но мне весьма интересно это. Окажется, не окажется — мне все равно. Мне весьма интересно, окажется ли сегодняшнего человека, что привык переключать каналы (а на экране ролики намерено переключают изображение за него), привлечь к второму формату.

Мне весьма интересно сделать напротив. Посиди и взглянуть на этих дам — они такие клевые. Это таковой кинороман. Я желаю ввести в обиход совсем малоизвестных людей. Это такая история судеб, семей. Быть может, человек отключит.

А может, нет. Мне неинтересно делать то, что все делают: пять тестов, три интерактивные игры. Возможно было бы, само собой разумеется, но какой суть?

Для чего? Я лучше напишу книгу либо сниму еще один фильм.

В предстоящем мы желаем объединить «Чапаева» и «Сеанс» в единый портал, дабы они существовали на одной платформе. Но все снова зависит от денег.

Создатель Дарико Цулая

Чапаев / Chapaev (1934) фильм смотреть онлайн


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: