Пересматривая классику. пленки из пукипси (2006)
В полной мере возможно, что киноленту Пленки из Пукипси еще и рановато заносить в разряд культовой классики. И выпущен фильм был недавно, и не сообщить, дабы пользовался громадным успехом, и нового слова в жанре, пожалуй, не сообщил. Но, с новыми-то словами в хорроре уже давно неприятности.
Это во-первых. А во-вторых, ленты наподобие того же Заклятия превосходно демонстрируют, что в кошмарах основное — это не какая-то уникальная мысль, а — сами кошмары. Ну другими словами очевидно никто не против занимательных новшеств, успешных сюжетных находок, неожиданных поворотов и т.д. — это неизменно в плюс, это неизменно хороший бонус.
Но так как, грубо говоря, многие жанровые фильмы, ставшие уже настоящей классикой, ничем таким похвастаться не могли и не смогут. Более того, множество тем-поджанров в хорроре в принципе не предполагает особенной оригинальности, будучи практически целиком и полностью выстроен на эксплуатации устоявшейся традиции.
Слэшеры, зомби-муви любимы зрителями не вследствие того что раз за разом зрителя удивляют, а с точностью до напротив — по причине того, что они в полной мере предсказуемы, и зритель заведомо знает, что он заметит в плане сюжета, типических образов, персонажей и локаций. свежести и Момент удивления тут, в большинстве случаев, содержится в подробностях: необыкновенный метод убийства какого-либо персонажа, допустим, либо толика уместного тёмного юмора в нужном месте.
Раз уж обращение зашла о поджанрах, то Пленки из Пукипси, фильм братьев Даудлов (позднее они снимут крепкий мистический триллер Сатана по сценарию М. Найт Шьямалана, именно умело зрителя удивляющий финальными сюжетными твистами, и голливудский ремейк испанского Репортажа — Карантин), то это полностью свободное кино может служить недурной наглядной иллюстрацией с большим трудом уловимой отличия в понятиях фаунд футадж (found footage) и мокьюментари (mocumentary) — двух стилистических направлений, ставших поразительно актуальными и успешными в конце 2000-х и начале 2010-х. Первый термин переводится как отысканные пленки, а второй несложнее всего осознавать как псевдо-документалистика, и по большому счету они так похожи один на другой, что частенько по большому счету тяжело осознать, из-за чего существует как раз два термина, а несколько.
И в этом замысле Пленки из Пукипси — практически совершенная иллюстрация и того, и другого. Тут в буквальном смысле присутствуют и отысканные плёнки, и псевдо-документалистика. Тех, кто с фильмом не знаком, вводим в курс дела: Пленки из Пукипси являются тщательную стилизацию под документальное кино, в центре которого — карьера серийного убийцы.
Причем маньяк собственные похождения дотошно фиксирует на камеру. Пленки эти находят агенты FBI (а вот сам серийник так и остается непойманным). в течении всего хронометража нам поочередно показывают то документальные интервью с ФБРовцами, милицейскими, родственниками жертв маньяка, то — отрывки из отснятого им самим хоум видео.
Получается, что в псевдо-документалистики запрятан фаунд футадж.
В случае если идти в этих рассуждениях дальше, то неизбежно всплывет на поверхность и еще один поджанр, псевдо-снафф. В отличие от актуальных мокьюментари и отысканных пленок снафф как такой — в принципе запретное видео (настоящие смерти, убийства, пытки), не имеющее отношения к мастерству, ну а псевдо-снафф это весьма своеобразный поджанр, ни при каких обстоятельствах не пользовавшийся (и слава всевышнему) популярностью, это кино не для всех по ряду причин. Одна из главных обстоятельств — псевдо-снафф редко тянет на полный метр, поскольку уже сам формат полнометражного кино очень плохо отражается на восприятии для того чтобы видео как настоящего, настоящие снафф-муви (вы имели возможность видеть их — к примеру, записи казней) в большинстве случаев значительно меньше и по большому счету под какой-то обычный хронометраж не подпадают.
Не смотря ни на что, а эти самые пленки из Пленок из Пукипси по сути являются псевдо-снафф, встроенный в формат псевдо-документального кино. Этакая фальшивка в фальшивки. И в один момент они же — фаунд футадж, т.к. это якобы отысканные записи, каковые говорят собственную историю.
Историю очень мрачную, но отнюдь не лишенную смысловой нагрузки. Более того, отдельные сюжетные находки (возвращаясь к тому, с чего мы этот разговор начинали), хорошие внимания и хорошей оценки, в данной истории имеется, как имеется и множество по-своему эффектных эпизодов. Обрисовывать их мы не станем, чтобы не портить впечатления тем, кто еще не наблюдал данный фильм, но…
Но, понимаете, в сравнении с Паранормальными явлениями работа братьев Даудл в этом замысле побеждает — она разнообразнее, в ней больше ощущается фантазии сценаристов. Да, игра актеров местами выдает фальшь, пленки чересчур уж нехорошего качества (наверняка итог бюджетных ограничений), но при всем наряду с этим Пленки из Пукипси радуют — не визуалом, а чем-то иным.
И основное их преимущество — осязаемая воздух мрака, сумасшествия, и вправду отвращения и неприятное ощущение страха, каковые вызывают не только сами действия экранного психопата, но да и то влияние, которое он оказывает на собственные жертвы. Непременно нужно отметить ту сюжетную линию, которая неспешно выходит в картине на первый замысел — линию взаимоотношений маньяка и одной из его пленниц.
Данный момент нежданно придает фильму такую глубину, которой достигнуть может далеко не все кино. В связи с чем слово классика и думается нам в полной мере применимо к данному произведению искусства.