Пересматривая классику — незнакомец, 1981 — рецензия

Пересматривая классику - незнакомец, 1981 - рецензия

Многие ветхие фильмы, каковые мы по привычке кличем классикой, при ближайшем рассмотрении выясняются кино безнадежно устаревшим, лишившимся изрядной доли обаяния — так, к примеру, случилось с уникальной Пятницей, 13-е, взять какое-либо эстетическое наслаждение (не говоря уже о том, дабы испытать чувство страха) от просмотра которой Сейчас уже проблематично. Другие — Хэллоуин Джона Карпентера, допустим, — и по сей день создают в полной мере пристойное и приятное чувство.

Это и отличает по-настоящему хорошие образчики жанра от пускай гениальных (да и то не всегда), но все же — скороспелых поделок. Еще один слэшер той поры (финиш 70-х — начало 80-х годов прошлого столетия), Незнакомец (The Prowler, 1981), хоть многие и именуют его классикой, все-таки относится в большей мере ко второй категории, проходит по разряду поделок.

В первой половине 80-ых годов XX века поджанр слэшеров пребывал в самом расцвете именно по окончании успеха помянутых Хэллоуина и Пятницы. Простые и схематичные фильмы кошмаров про загадочных убийц, кромсающих подростков, имели бурный успех в среде этих самых подростков. Происходи становление слэшера как на данный момент Сейчас, в обязательном порядке раздалось бы слово тренд — такие картины были в моде, и аждый киноделец торопился урвать собственный кусок.

Так что новые слэшеры выпускались по паре штук за год. Наряду с этим сценаристы не баловали зрителя особенным разнообразием идей. Так, летом 1980 года на экраны вышла канадская картина Школьный бал, а уже весной 81-го — американский Сутки окончания школы.

Незнакомец, премьера которого прошла в ноябре того же года, кроме этого обыграл тему выпускной вечеринки старшеклассников, попутно позаимствован кое-что еще и у слэшера Мой кровавый Валентин (премьера — февраль 1981-го), и у Пятницы, 13-е — Часть 2 (премьера — апрель 1981-го), я уж молчу про сцену в душе, которая вторила хичкоковскому Психо — этим безнравствен любой ужастик со сценой в душе.

Главные храбрецы приводят к симпатии.

Казалось бы, лента полностью вторична, но нужно дать должное — имеются в ней и собственные находки, и собственные преимущества. Зачин истории обращает зрителя аж ко Второй мировой войны: женщина Розмари (один из вариантов заглавия фильма — Убийца Розмари) не дождалась возвращения собственного парня из армии, о чем сказала тому письмом. Юноша же, чья психика, "Наверное," пострадала, жестоко мстит — в ночь выпускного бала он, подкараулив изменщицу с ее новым бойфрендом в красивой беседке, протыкает обоих вилами (откровенный плагиат на одну из сцен убийств из второй Пятницы), а в ладонь убитой кладет розу (экивок уже в сторону Моего кровавого Валентина).

С того времени минуло 35 лет, в течение которых в этом городе выпускные вечеринки не устраивались. А в то время, когда, наконец, решено вернуть ветхую традицию, убийца Розмари снова дает о себе знать. И вот уже друг за другом гибнут выпускники, тогда как многоопытный шериф отправляется на рыбалку, доверив дела молодому ассистенту, женщина которого — также выпускница…

К тому же в окрестностях может рыскать малоизвестный преступник, учинивший разбой по-соседству.

Сцены убийств поставлены на самом высоком уровне.

Слэшеры по большому счету и Незнакомца в частности упрекают в примитивности сценария, но в данном конкретном случае упрек не в полной мере честен. В некоем смысле сюжет Незнакомца кроме того чересчур сложен — над ним трудилось аж три сценариста (в титрах упоминается лишь двое), и вдобавок одно трио дорабатывало диалоги (забавно, поскольку диалоги-то тут именно не сильный).

В итоге мы имеем сходу пара линий, каковые смогут запутать зрителя — тут вам и убийца Розмари, и старикан-вуайрист, живущий в доме рядом со студенческой общагой, и тот самый малоизвестный преступник, что так до конца фильма и остается за кадром, и пара второстепенных, не играющих никакой значительной роли в истории персонажей, кое-какие из которых погибают от рук маньяка, а кое-какие остаются в живых. Часть этих сюжетных линий остается без объяснений, часть — легко оборваны, да так, что, увы, приходится признать — введены они были только с целью растянуть хронометраж картины до приемлемого.

Слабо раскрыты мотивы самого убийцы, другими словами понятны истоки его мании, но совсем никакого логического обоснования тому, что он делает, как он выбирает жертв и чего по большому счету пробует добиться не дается. Не через чур логичны подчас и действия вторых персонажей, включая главных героев. Сценарий, сама история выглядит ровно так, как, возможно, и обязан смотреться сценарий, что придумывают пара различных человек — один пишет начало, второй середину, а третий — что-то еще.

эпизодам убийств и Отдельным сценам уделено куда больше тщания, чем неспециализированной канве, что, быть может, и могло быть приемлемо в золотую эру слэшеров, но сейчас изрядно портит чувство от просмотра.

Натурализм местами легко зашкаливает.

Сценаристы и позже, кстати, ничем себя очень не показали, трудясь по большей части на телевидении. Чуть большего успеха добился режиссер Джозеф Зито, сняв не только четвертую часть Пятницы, 13-е, но и небезызвестный боевик Красный скорпион с Дольфом Лундгреном — не смотря на то, что это кроме этого успех очень скромный.

И это растолковывает изрядную слабость Незнакомца, в котором не через чур одаренный режиссер воплощал на пленке сбивчивый сценарий не через чур гениальной команды сценаристов при участии не шибко выдающихся актеров. Из актерского ансамбля Незнакомца в звезды не вышел никто, не смотря на то, что это-то именно необычно, поскольку в действительности как раз к актерам претензий Вики — и минимум Доусон, и Кристофер Гутмэн, и остальные смотрятся на своем месте и отыгрывают роли на совесть.

Героиня — мила, ее юноша — приятный и храбрый юный человек, за их отношениями следить иногда увлекательнее, чем за главной сюжетной линией. Персонажи — живые и броские — во многом вытягивают это кино. Вторым жирным плюсом фильма являются кровавые эффекты.

Над ними трудился известный Том Савини. Незнакомец, быть может, его лучшая работа в жанре — сцены убийств тут смотрятся максимально натуралистично. Не всегда в них возможно поверить с позиций логики, физиологии, но выглядит все предельно быстро. Камера не стесняется показывать подробности, в отличие от таких фильмов как Психо либо Техасская резня бензопилой, где все самое страшное оставалось за кадром.

В Незнакомце демонстрируют все: да и то, как вилы протыкают плоть, да и то, как лезвие пилит девичью шею, и — крупным планом! — как разносит в ошметки голову по окончании выстрела в упор. Более того, в необычной бонусной, эпилоговой сцене Савини и Ко неожиданно показывают зрителю ожившего мертвяка (в действительности это глюк пережившей стресс героини) — и данный вариант зомби выглядит куда более мертвым и ужасным, чем ромеровские ходячие мертвецы — кроме того те из них, кого кроме этого гримировал Савини.

Неожиданно — зомби!

К преимуществам картины возможно отнести и умелое нагнетание саспенса в отдельных сценах. В действительности это, возможно, и имеется основное преимущество фильма, которое большое количество полезнее всех других — местами его наблюдать и по сей день пускай не страшно, но четко напряжно, поскольку саспенс, ожидание чего-то страшного легко зашкаливает. Осуждая режиссуры и слабости сценария, нужно похвалить Зито и компанию за умение выдерживать по-настоящему замечательные театральные паузы.

Ну а что же получается в общем и целом? Получается фильм, имеющий как и очевидные недочёты (дыры в сюжете, не сильный диалоги, граничащие с плагиатом заимствования и т.д.), так и определенные преимущества (красивые актеры, броские кровавые эффекты, умелое нагнетание напряжения и т.п.). С одной стороны, это кино тянется к тому, дабы в какой-то части подняться в ряд с настоящей классикой слэшеров, но с другой — очевидные слабости мешают отнести Незнакомца в палату мер и весов хоррора как цельный, самодостаточный фильм.

Обзор фильма \


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: