Побочный эффект. рецензия зу
Знатный режиссер Стивен Содерберг (награды Канн, Санденса, премия Оскар и туева хуча номинаций) уже столько раз заявлял о собственном намерении закончить со съемками кино, что ему уже никто очень не верит, тем более, что все эти слова отнюдь не мешают Стивену производить по 2-3 новых ленты в год. Не смотря на то, что сам Содерберг говорит, что вправду устал и что ему уже легко скучно.
По окончании просмотра картины Побочные эффекты (Side Effects, в русском прокате наименование почему-то дали в единственном числе, Побочный эффект) Стивену веришь. Похоже, ему вправду пара опостылело режиссерское кресло.
Храбрецы этого триллера живут в мире психотерапии, они всегда испытывают ужасное нервное напряжение, подолгу будут в состоянии депрессии и целыми горстями кушают разнообразные антидепрессанты. И все это, с учетом помянутых выше признаний Содерберга, наводит нас на идея, что и сам режиссер вот уже много лет, говоря языком Побочных эффектов, дышит ядовитым облаком. Причем, если судить по динамике, депрессия режиссера из года в год делается все хуже.
Уже эпидемиологический триллер Заражение 2011 года был очень мрачным и ожесточённым, а составляющий с ним собственного рода дилогию фармакалогический триллер Побочные эффекты — кино еще более серое и печальное, без оглядки на то, что сюжет тут полегче и за целый фильм погибает только один человек.
Джуд Лоу играется психиатра, чья пациентка, которой он выписал экспериментальные лекарства, убивает собственного мужа. Все это угрожает храбрецу полным провалом как в карьере, так и в супружеской жизни, но правда ли все дело в побочных эффектах от лекарств и не затронуты ли тут занимательны больших фармакалогических корпораций?…
Фильм начинается достаточно бодро, давая слово зрителю замечательную драму на острую и актуальную (особенно для США, с их тотальной зависимостью и культом психиатрии населения от разнообразных вызывающих большие сомнения псевдо-медицинских препаратов наподобие прозака) тему, погружение в чёрные глубины людской души… Но Содерберг снимает все в манере нарочитой независимости, пара лениво и без фантазии.
Выручает фильм в первой его половине сюжет, заслуживающая всяческих похвал игра Лоу и красивая музыка Томаса Ньюмана. Хуже делается дальше, в то время, когда драма преобразовывается в, фактически триллер, да не рядовой, а с (вправду) лихо закрученным сюжетом, кучей и столкновением характеров острых обстановок.
Неприятность в том, что Содерберг, наверное, вправду через чур устал и потерял данный самый момент, в то время, когда драма стала триллером — и продолжил снимать все ту же серую нудятину. Все возможно броские и эффектные эпизоды выглядят так, как будто бы их снимал не признанный мастер, а неопытный выпускник какого-нибудь заштатаного кино-университета. В итоге оказалось достаточно среднее кино из тех, говоря о которых, в большинстве случаев применяют фразу неиспользованный потенциал.
Второй, уже хронический симптом творческой депрессии Содерберга — необычная для режиссера его масштаба конъюктурность. В Заражении это смотрелось кроме того уникально — то, что на фоне бессчётных скандалов в медицинском бизнесе, Стивен сделал кино о медиках, как о храбрецах, продемонстрировав без особенных прикрас их те проблемы и будничную работу, с которыми им приходится сталкиваться. Но в Побочных эффектах данный номер не прошел.
Создатели фильма изначально всячески убеждают зрителя, что это будет храброе кино, беспощадно осуждающее царящую на Западе совокупность, в рамках которой наивных больных, по сути, подсаживают на наркотические средства, часто вредные для организма, а психиатры и производители таблеток всех мастей делают на этом миллионные состояния.
Тема, очевидно, спорная, но оттого и занимательная. И что же делает Содерберг? Он просто берет и все выворачивает наизнанку, спешно заглаживая ВСЕ острые углы. Никакого бунта против бездушных корпоративных автомобилей не будет — все зло мира сводится к жадным и беспринципным… лесбиянкам. А главный герой с громадным наслаждением мстит отнюдь не безжалостной совокупности, нет.
С действительно садистским наслаждением он пичкает вредными препаратами всего лишь одну-единственную даму.
Когда-то считалось, что быть настоящим живописцем — значит быть храбрым и принципиальным человеком. По окончании Побочных эффектов осознаёшь, что пресловутая усталость Содерберга в этом смысле не более, чем творческая трусость.