Полеты во сне и наяву

Прощаясь с Янковским, мы решили отыскать в памяти главные – этапные для него и для отечественного кино – роли в кинокарьере великого актера.

Полеты во сне и наяву

Потому, что телевидение у нас – основное из искусств, «народными» ролями Олега Ивановича Янковского останутся, возможно, его работы в постановках Марка Захарова – «Обычное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Убить Дракона» (1988), фильмы, каковые человек в этом государстве может наблюдать с самого детства и всю жизнь. Другие роли неспешно уходят в тень, легко вследствие того что «Помогали два товарища» (1968) либо «Влюблен самостоятельно» (1982) не показывают любой Новый год.

И это поразительно жаль. Прощаясь с Янковским, мы решили отыскать в памяти главные роли в его кинокарьере.

«меч и Щит» (1968)

История советского разведчика Белова, под видом немца Иоганна Вайса внедрившегося в абвер и практически в одиночку победившего войну. Фильм, ставший первым в кинокарьере Олега Янковского. Попал он на роль не то что бы случайно, но режиссер Басов сомневался в том, что юный – тогда ему было 23 года – актер подходит на эту роль. «Через чур аристократичный», решил Басов, но позднее пересмотрел собственный ответ. И не прогадал.

Немыслимое изящество Янковского в роли Руди Шварцкопфа в каком-то смысле проложило дорогу «Семнадцати мгновениям весны» (1973), создав образ обаятельного нациста, которого так же тяжело ненавидеть, как Броневого в роли Мюллера.

«Помогали два товарища» (1968)

Следующим в том же году у Янковского вышел один из самых нетипичных для эры фильмов о гражданской войне, без мельчайшего намека на советскую пропаганду – «Помогали два товарища» Евгения Карелова. Гражданская война, форсирование Сиваша, махновцы – история была поведана как будто бы с высоты полета аэроплана, с которого храбрецы бесполезно пробовали снять на «кино» упрочнения белых.

Переходы от фарса к высокой драме и обратно делают картину поразительно тяжёлой для актеров, но Ролан Олег и Быков Янковский образовали немыслимый дуэт. Неожиданная отстраненость, культурная самоуглубленность храбреца Янковского в сочетании с его же спокойной, непоколебимой верой в дело мирового пролетариата создавали незабываемый эффект – таких солдат революции отечественное кино еще не знало.

Фактически говоря, наровне с «Бегом» (1970) и «Комиссаром» (1967), «Помогали два товарища» до сих пор остаются самой эмоционально точной картиной о гражданской войне.

«Зеркало» (1974)

По окончании успеха «Товарищей» Яноковского завалили предложениями – в 1970-м году у него вышло четыре картины. А в 1974, в возрасте тридцати лет, он практически вошел в вечность, снявшись в «Зеркале» Тарковского, возможно, лучшей картине режиссера. Роль была совсем маленькая, но эмоционально поразительно ответственная – актер сыграл отца лирического храбреца фильма – а несложнее сообщить, самого Тарковского.

Финал, в котором Терехова и Янковский лежат в траве и наблюдают на небо, остается в памяти окончательно. В том же фильме сыграл сын Олега Ивановича – сейчас режиссер Филипп Янковский.

Через десятилетие сотрудничество Тарковского и янковского подолжится в ленте «Ностальгия» /Nostalghia/ (1983), при достаточно печальных событиях – роль писателя Горчакова была написана под Солоницына, но актер погиб, и Тарковский пригласил Янковского. Обстановка тяжёлая для любого актера, но проход Горчакова-Янковского со свечой через пересохший бассейн Святой Екатерины сейчас не забывает целый всемирный кинематограф.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

История Владимира Мотыля об избежавших виселицы декабристах и последовавших за нами на каторгу женах поразила зрителей в 1975 году парадоксальным сочетанием кровавого реализма и немыслимой, захватывающей романтики, обогатив фольклор фразой «И повесить-то как следуетне не могут». Тут Олег Янковский сыграл маленькую, но запомнившуюся роль Рылеева.

«Чужие письма» (1975)

Лента Ильи Авербаха про инфернальную Зину Бегункову – девушку, которая умело манипулирует людьми, хладнокровно разрушая чужие судьбы. Фильм заслуживает внимания хотя бы из-за увлекательного актерского состава – Ирина Купченко, Зинаида Шарко, Иван Бортник. Олег Янковский сыграл тут амурный интерес шестнадцатилетней демоницы, продемонстрировав, что может выполнить не только романтиков и аристократов, но и жёстких парней.

«Обычное чудо» (1978)

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века вышел «Мой нежный и ласковый зверь» (1978), второй основной фильм Эмиля Лотяну по окончании «Табор уходит в небо» (1976), мгновенно прославившийся, при всех преимуществах, благодаря музыке – все последующие годы от вальса Евгения Доги было не продохнуть. Янковский сыграл Камышева, и возможно текущий год в карьере актера запомнился бы данной картиной, но вышло «Обычное чудо».

Колдун в исполнении Олега Янковского не только не потерялся на фоне немыслимого обаяния Абдулова, не смотря на то, что актерские рамки для роли Колдуна были значительно тверже. Поразительно скупыми средствами Янковский сумел передать и силу, и власть, и нежность, и каприз демиурга – сочетание линия, невиданное для отечественного кино.

Фильм положил начало совместным киноработами Марка Олега и Захарова Янковского – «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, что выстроил Свифт» (1982), «Убить Дракона» (1988). «Мюнхгаузен», возможно, самый любимый страной, Янковский опять тут поразил умением обладать узкими ньюансами, переходя от комедии к катастрофе, от фарса – к мрачнейшему реализму. Мюнхгаузен, напивающийся в оранжерее, Мюнхгаузен, стреляющий в дымоход, Мюнхгаузен, взбирающийся по веревочной лестнице в небеса – все это тот самый Мюнхгаузен.

«Влюблен самостоятельно» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1982)

Наступление застойных восьмидесятых Олег Янковский приветствовал двумя ролями, ставшими главными для целого десятилетия, отразившие две его стороны, каковые после этого коммунистический кинематограф неустанно рассматривал. «Влюблен самостоятельно» – лирическая комедия по жанру, удачно нащупывала и лирические, и комические стороны безвременья, в которое угодила страна. История спившегося спортсмена, что трудится слесарем, и романтической библиотекарши, стала хитом, Янковский был признан лучшим актером года по версии «Советского Экрана», а Евгения Глушенко – лучшей актрисой Берлинского кинофестиваля.

Советские дамы поверили, что обладательницу 54 и «учительского узла» в качестве прически, может полюбить Олег Янковский. А фраза-размышление «Жизнь за отчизну дать могу, а восемь часов у станка – не могу», стала девизом целого поколения на ту пору сороколетних.

В «Полетах во сне и наяву» то же сочетание разочарования, истрепанности, суетливости и романтики выразилось уже в драматическиой форме. Кукареканье на дне рождения, известное «с одной из вас меня не связывает ничего не считая долга, с другой – все не считая долга», сообщённое жене и любовнице и, через целый ужасный балаган, то, о чем писала критик Зара Абдулаева в статье о фильме: «Янковский продемонстрировал, как расколовшееся гамлетовское сознание стало дешёвым человеку из очереди, небольшому служащему». И это чистая правда.

«Любовник» (2002)

Одна из немногих полноценных со всех точек зрения постсоветских картин – сценарий, режиссура, операторская работы, актеры – стала бенефисом Янковского, чью работу Сергей Гармаш поразительно деликатно оттеняет. Янковский сыграл человека, что по окончании неожиданной смерти жены выяснил, что у нее много лет был любовник – так, что мясо с костей заворачивается.

Быть может, это не этапная для него роль, но вместе с Валерием Тодоровским они тогда, в 2002 году, продемонстрировали, каким возможно обычный уровень нового российского кино. Чего, к сожалению, так и не произошло.

Полеты во сне и наяву (фильм 1983)


Темы которые будут Вам интересны:

Вам понравиться