Портрет в сумерках
К русскому арт-хаусу сейчас очень неоднозначное отношение. Далеко не все отечественный зритель по окончании просмотра «фильма не для всех» оставляет к нему хороший отзыв. Ну а вот для подлинных киноманов дебютный фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках», быть может, станет приятным открытием.
Жизнь Марины, на первый взгляд, спокойна и размеренна. Но, под маской внешнего благополучия прячется несчастная, уставшая дама, ненавидящая собственную работу, нелюбящая супруга и просто, запутавшаяся в себе. Но как говорится, все познается в сравнении.
В то время, когда над ней самым ожесточённым образом надругался милиционер на глазах у собственных сослуживцев, в сознании Марины переворачивается все вверх дном. Отыскав главного зачинщика правонарушения, она уже готова совершить правосудие, но в самый последний момент принимает совсем иное ответ…
Сейчас в Российской Федерации не так много режиссеров, каковые могут талантливо снимать чернуху, наряду с этим весьма четко осознавая, где заканчивается мастерство и начинается откровенная грязь, вызывающая лишь тошнотворный эффект. Ангелина Никонова ни разу за 105 мин. хронометража не перешла эту грань. Картина не вызывает полного отторжения. Это достаточно правдивая история, помещенная, так сообщить, в рамки разрешённого, в которых контакт героев и зрителей сохраняет силу до самого финиша.
Этому еще содействует уникальный стиль повествования. Фильм снят на зеркальный цифровой фотоаппарат Canon. В какой-то степени это формирует эффект присутствия в самой гущи событий.
Команде неумелых, но, непременно, гениальных актеров удалось создать не только реалистичное, но и местами захватывающее зрелище. Дебютную работу Ангелины Никоновой, исполнительница ключевой роли Ольга Дыховичная, охарактеризовала как «шок-мелодрама». То, что происходит по окончании того, как сталкиваются два человека из различных слоев общества, в действительности, приводит к лёгкому состоянию шока. Марина, трудясь в социальном центре, была уверена, что о жизни «на окраине» знает практически всё.
Но в то время, когда будущее ее сводит с работником ГИБДД, ей предоставляется шанс погрузиться в безысходности и атмосферу тоски намного глубже. В нашем мире уже практически стерта грань между искренними животными и человеческими чувствами инстинктами. Храбрецы сами не до конца знают, что с ними происходит. Истосковавшись по сильным чувствам, Марина чувствует неимоверную потребность кому-то сказать слово: «Обожаю» и услышать то же в ответ.
И уже не имеет никакого значения, что обожать тут не могут и не желают.
История о двух одиночествах завершилась в полной мере логично и грамотно. По окончании финальных титров не появляется желание пойти в бар и напиться до утраты памяти. Достаточно непростой диалог режиссера со зрителем оставляет силы лишь на размышления.
И все же, собрав бессчётные призы на интернациональных фестивалях, а также взяв основной приз на «Кинотавре», этот фильм, не напрашивается на таковой конкретный вердикт как «чернуха». Пожалуй, больше всего подойдет определение «жизнь». Жизнь, как она имеется – сложное уравнение с множеством малоизвестных.