Посейдон
Кино начинает напоминать заезженную пластинку.
Посейдон (2006) / Poseidon
боевик / драма / приключения / триллер
Режиссер: Вольфганг ПетерсенВ ролях: Джош Лукас, Курт Рассел, Джасинда Барретт, Ричард Дрейфусс, Эмми Россум
Американское кино переживает необычный этап – похоже, что у него иссякли сюжеты. Мы наблюдаем сейчас такое количество ремейков, что в самый раз задуматься о творческом кризисе. Особенно в случае если учесть, что все эти повторения пройденного, в большинстве случаев, существенно не сильный оригинала.
Кадр из фильма
Мы заметили новые «Розовую Пантеру» /Pink Panther, The/ (2005), «Кинг Конга» /King Kong/ (2005) и «Омена» /Omen, The/ (2006), на подходе «Продюсеры» /Producers, The/ (2005), сейчас на экраны явится «Посейдон» /Poseidon/ (2006). Я уже не говорю о бесчисленных заимствованиях из успешных европейских и азиатских лент («Чёрная вода» /Dark Water/ (2005), «Звонок» /Ring, The/ (2002), «Давайте потанцуем» /Shall We Dance?/ (2004) и пр.), каковые мгновенно закупаются и передираются Голливудом. Свежие идеи в мировом кино становятся дефицитны, за них идет торг.
Кроме того микродозы «свежака» тут же берутся на вооружение – тут обстоятельства приглашения в Голливуд, например, главного «дозориста» России Тимура Бекмамбетова, что переведет отечественного Лукьяненко на американский киноязык.
«Посейдон» – ремейк фильма-трагедии 1972 года. Оригинал – работы режиссера Рональда Нима, за повторение взялся мастер не меньше именитый – Вольфганг Петерсен, громадный эксперт по части водных клаустрофобии и приключений («Лодка» /Boot, Das/ (1981), «Совершенный шторм» /Perfect Storm, The/ (2000)). Основной мотив, подвигнувший его на это предприятие, – возможно, технический прогресс в кино, что разрешит развернуть еще более масштабные картины аварии шикарного круизного лайнера и, быть может, повторить фантастический успех камероновского «Титаника» /Titanic/ (1997).
Итак, в ночь под Новый год в сверкающих сокровищами салонах тринадцатипалубного гиганта дамы и господа предаются беззаботному радости. Капитан провозглашает праздничный тост, бьют часы, пространство огромного плавучего зала рассекают лучи прожекторов и падающие из-под люстр ленты серпантина. И в данный миг при полном штиле на судно, затмив луну, внезапно обрушивается замечательная волна цунами, и гигант опрокидывается вверх дном.
Другое время фильма занимают попытки маленькой группы смельчаков выбраться из завалов и пучин наверх, к дну, где, быть может, им удастся отыскать выход на волю.
Кадр из фильма
В отличие от «Титаника», где приблизительно половину картины занимают детально и вкусно созданные любви героев и сцены знакомства, «Посейдон» приступает к делу не мешкая, так что чуток опоздавшие к началу сеанса пропустят основной аттракцион картины – момент трагедии. Не могу заявить, что это идет на пользу: ни масштабами судна, ни характерами храбрецов мы еще не успели проникнуться, и персонажи нового «Посейдона», в отличие от ветхого, так и останутся нам чужими впредь до финала.
А раз так, то и людской сочувствия в фильме ровно столько, сколько необходимо для переживания чисто компьютерных коллизий – картина похожа на игру «квест», где условная фигурка обязана преодолеть препятствие за препятствием: пожар, медные трубы и потоп, которых в фильме также много (храбрецы ползут в неизвестность по вентиляционным коммуникациям). Типы храбрецов обозначены, как в игре: добропорядочный глава горадминистрации, его любящая дочка, мама с сыном, двое влюбленных и один наглец-авантюрист, которому, сообразно подлости характера, суждено умереть первым. И не смотря на то, что играются их иногда общеизвестные актеры (Курт Расселл и Ричард Дрейфус, к примеру), лица их стерты.
Фильм-трагедия как жанр показался именно на грани 70-х, и первый «Посейдон» /Poseidon Adventure, The/ (1972) был одним из пробных камней. Он еще сохранял все показатели обычного кино, и пожилая эксцентричная пара любящих супругов, погибающая в попытках спасти друг друга, помнится до сих пор – так проникновенно была сыграна. Петерсену уже не до телячьих нежностей – он озабочен эффектами. Но в этот самый момент он просчитался: волна, само собой разумеется, перевернет кораблик, но он все равно останется для нас бумажным.
Кэмерон в «Титанике» не напрасно же прекрасно покружился около корабля-гиганта, поблуждал по его палубам и салонам, разрешил всмотреться и в интерьеры, и в лица – это все разрешило ближе к сердцу принять людей и трагедию судна. Обманчивая надежность в том месте была одним из лейтмотивов картины – быть может, кроме того самым щемящим и мощно влияющим на воображение. В том месте на отечественных глазах гибли не только полюбившиеся храбрецы, но и рукотворное чудо, воплощенная людская наглость.
Тут – всего лишь кораблик перевернулся.
Избегая сантиментов и надеясь на эффекты, Петерсен со своим сценаристом (по-моему, очень неумелым) Марком Протосевичем не затрудняют себя вопросами типа «Что сталось с сотнями пассажиров». И отвечают зрителю приблизительно как президент – интервьюеру телевидения: «Они потонули». Только что танцевавшие люди из фильма – для режиссера это некая субстанция, массовка, которая, отработав собственный, обязана пропасть с глаз долой.
Совершенно верно так же исчезает и команда. В поле отечественного зрения остается лишь стандартная несколько авантюристов, каковые поставят перед собой стандартно невыполнимую задачу и, само собой разумеется, победят.
Кадр из фильма
Иными словами, штампы «катастрофического» жанра умножились штампами жанра приключенческого – и густая тина штампов потопила фильм практически в один момент с лайнером «Посейдон». Наблюдать его попросту скучно. От скуки начинаешь задаваться вопросами, каковые в большинстве случаев принимаешь как неизбежную условность жанра: к примеру, из-за чего на перевернувшемся корабле, где сначала погасли все огни, так же, как и прежде сияют все люстры.
Ответ: в противном случае мы ничего бы не заметили в кромешной тьме – лежит за пределами мастерства.
Имеется версия, что Петерсен, живописуя смелый путь в лабиринтах искореженного судна, держал в уме храбрецов 11 сентября, совершенно верно так же искавших дорогу к спасению. Не уверен: не смотря на то, что ассоциации тут неизбежны, но они проходят по касательной, не трогая ни сердце, ни душу. В первую очередь в силу художественной слабости картины и ее тотальной ориентации на эффектность.
Повторить успех «Титаника» также не удалось – в американском прокате 140-миллионный блокбастер провалился.