Престиж
«Престиж» Кристофера Нолана на столичных экранах
Престиж (2006) / The Prestige
детектив / драма / триллер / фантастика
Режиссер: Кристофер НоланВ ролях: Хью Джекман, Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Пайпер Перабо, Ребекка Холл
Престиж – это, как растолковывает в начале фильма храбрец Майкла Кейна, – совсем не то, вернее, не только то, что имеет в виду большая часть людей: не только статус, зависть окружающих и высота положения. Престиж – та самая третья, завершающая часть любого фокуса, для которой и проделывают леденящие душу трюки с распиливанием девушки пилой либо расплющиванием птицы клеткой. Престиж – это в то время, когда ослепительная блондинка целой и невредимой выходит из коробки на поклоны.
Кадр из фильма
Майкл Кейн играется «техника волшебных искусств» – человека, строящего эти клетки и волшебные ящики, вместе с артистом придумывающего новые трюки и снабжающего их инженерией. Он единственный, кому открыты все тайны. Так как кроме того фокусник может вынудить себя поверить, что клетка не причинит птице вреда.
Но техник знает, что под ее дном он постоянно найдёт скрытый от публики покрывалом маленький птичий трупик.
Лондон, предел XIX—XX столетий. Под управлением храбреца Кейна двое молодых фокусников – Роберт (Хью Джекман) и Алфред (Кристиан Бэйл) начинают собственную карьеру. В роли «девушки для распиливания» с ними совместно трудится супруга Роберта. Через чур рискованный трюк, на что решил пойти одержимый страстью к новаторству Алфред, стоит ей жизни. Алфреда изгоняют из компании.
Бывшие коллеги и друзья становятся соперниками и врагами на всегда. Их кровавому соперничеству с немыслимым финалом и посвящена картина.
Просматривавшие книгу английского писателя Кристофера Приста, которая легла в базу экранизации, утверждают, что все истории про убитую даму, отстрелянные пальцы, переломанные закапывание и ноги живьем в могилу – на совести режиссера Кристофера Нолана: он сам написал по книге сценарий (в колледже будущий режиссер изучал британскую литературу и считает, что это очень сильно оказало влияние на его восприятие кинематографа). В романе все куда менее броско, все приглушенно: это легко история двух гениальных фокусников; одному из них будущее сделала щедрый презент в виде брата-близнеца, а второй, не опытный о существовании брата, пробует постигнуть тайну раздвоения личности.
Но вряд ли создатель «не забывай…» /Memento/ (2000), «Бессонницы» /Insomnia/ (2002) и «Бэтмена: начало» /Batman Begins/ (2005), английский режиссер, уже пара лет как признанный звездой всемирный величины, вводит в собственный фильм кровавые эпизоды только для кинематографического результата. Дело, скорее, в том, что Нолан снимает кино не столько о фокусниках, сколько о шоу-бизнесе – понятии, которого во времена действия романа еще не существовало, но появление которого выяснилось столь же неизбежным, как и наступление нового века.
Воплощением образа будущего столетия в фильме стал сыгранный Дэвидом Боуи Никола Тесла, великий изобретатель, чьи идеи и спустя сто лет остались фантастикой. Появление фантастической линии в картине, где любое чудо разъясняется с детальной подробностью, а подробности прописаны с настоящей английской тщательностью, сбивает с толку зрителя.
Момент, в то время, когда диккенсовский реализм переходит в science fiction, ускользает от восприятия – как раз исходя из этого не просматривавшим книгу весьма тяжело сообразить, что же как раз происходит в финале. Пользуясь терминологией фильма, возможно заявить, что сам престиж, другими словами финальный, основной аккорд, Нолану не совсем удался, но процесс подготовки кульминации был по-настоящему отличен.
По фильму храбрец Кристиана Бэйла значительно гениальнее храбреца Хью Джекмана, не смотря на то, что в последнем куда больше звездности. Из этого расклада очевидно и исходил режиссер, подбирая исполнителей: британец Бэйл – актер вправду выдающийся, австралиец Джекман – актер-звезда.
Американка Скарлетт Йоханссон, сыгравшая Оливию – возлюбленную сперва одного, после этого другого храбреца, которую оба они не стесняются применять как провокаторшу и шпионку, – по окончании последней роли у Вуди Аллена так прочно вписалась в цирковые интерьеры, что думается, словно бы в них появилась. Ее фарсовый – в «Сенсации» /Scoop/ (2006) – дуэт с Хью Джекманом, в «Престиже» вправду переходит в область катастрофы.
Кадр из фильма
Как раз Йоханссон делается в фильме музой самого явления «шоу-бизнес», воплощением идеи о том, что представление должно длиться, какие конкретно бы кровавые драмы ни разыгрывались сейчас за сценой. В чем обстоятельство этих драм: одержимость ли мастерством, жажда победы над соперником, рвение к престижу – в общепринятом смысле слова – на данный вопрос фильм не дает ответа. Да и то, и второе, и третье.
Лишь в истории, поведанной Ноланом, главным все-таки делается не мастерство, не шоу, а его жертвы: убитые птицы, наложившие на себя руки либо случайно сами художники и погибшие женщины, поверившие в собственный сверхчеловеческое могущество. «Я ни при каких обстоятельствах не считал себя удачливым человеком, – согласился в один раз Кристофер Нолан. – Я законченный пессимист. Это вправду так».