Превосходство борна
С того времени, как у берегов Франции рыбаки выловили тело Джейсона Борна, прошло два года (см. “Идентификацию Борна”). Память возвращалась со скрипом, оставляя за чертой серьёзные, определяющие события, делая храбреца уязвимым перед неприятелями, которых хватало и, что еще более страшно, перед самим собой. Навыки совершенной автомобили для убийств, привитые годами интенсивной подготовки лучшими “педагогами” тайных разведслужб страны, сохранились.
Они уже не пугали Джейсона, его очень сильно тревожили ночные крупицы и кошмары информации, выходящие наружу. Борн записывал обрывки снов в блокноты для анализа и жил – не тужил в Индии со своей подругой Мари.
Но громадная политика не знает границ. Кому-то показалось, что Джейсон Борн через чур много знает либо может отыскать в памяти кое-какие нежелательные для заинтересованных лиц факты. К нему подослали убийцу, а перед этим сильно подставили.
В Берлине кто-то сорвал операцию ЦРУ по приобретению компрометирующих документов, касающихся известных российских политиков, убив наряду с этим двух правительственных агентов. На месте правонарушения были обнаружены отпечатки пальцев Джейсона, и в Европу отправилась железная леди американских разведслужб Памела Лэнди (Джоан Аллен).
Выскользнув из цепких объятий заезжего киллера и утратив наряду с этим Мари, Борн двинулся следом. Он обязан разобраться с неприятелями, отмыться перед законом и привести в порядок собственную душу. Помешать ему желают многие, и лишь доказав собственный превосходство, Джейсон Борн может вынудить их замолчать. Лишь применив силу, имеешь шанс победить сильных мира этого.
И Джейсон ее использует.
На волне успеха “Идентификации Борна” студия Universal решила экранизировать следующий роман Роберта Ладлэма о похождениях супершпиона. И сделала это уже с новым режиссером Полом Грингрэссом.
Фильм потерял прошлую воздух, но прибавил в динамике. Тут мы видим целой захватывающий экшн. События изменяются с неистовой скоростью, не оставляя времени на передышку. “Превосходство Борна” напоминает блиц в шахматах, отношение к которому в кругу шахматных специалистов неоднозначное.
Налицо возросшие зрительский интерес и скорости, и столь же очевидно прослеживается качества и утрата глубины мысли. Совершенно верно кроме этого в кино.
Фильм Пола Грингрэсса по зрелищности приближается к лучшим примерам остросюжетного триллера, таким как “Скала и” Враг “государства”, но уступает им соответственно в масштабности и сопричастности. Джейсон Борн, само собой разумеется, красив, но фактически неуязвим, что снижает сокровище первого качества в глазах сентиментального зрителя. Иначе, вряд ли таковых возможно заманить на твёрдый, мужской боевик, каким есть “Превосходство Борна”.
Сюжет не так оптимален, как мог бы быть, учитывая его происхождение. Но, так происходит неизменно, в то время, когда к истории приплетаются русские. Погони на улицах Москвы, фрагменты столичного быта, сами москвичи (бабулька, менты, таксисты) отдают нереальностью, выглядят как-то неестественно. Переместившись в столицу России, воздействие прекратило поддаваться логике и практически лишилось смысла.
Да и ракурс съемок Москвы, включая панораму города, на мой взор, выбран неудачно. Правильнее, в нелицеприятном для нас (россиян) контексте.
Мэтт Деймон в роли Джейсона Борна традиционно оптимален, остальные актеры – в полной мере на месте. Звезда “Десяти обстоятельств моей неприязни к тебе” Джулия Стайлз за 5 лет изменилась до неузнаваемости. Куда-то провалились сквозь землю свежесть, задор, блеск в глазах, повзрослела, погрузнела… От моих тогдашних восхищений не осталось и следа.
Обобщая собственные наблюдения, выделю, что фильмом я остался доволен. В нем имеется драйв, четкая, изобретательная, вызывающая восторг, работа суперагента, имеется внутренний нерв. А того, чего в том месте нет, вы легко имеете возможность отыскать в других лентах.